Фото сайта 1tv.ge
На фоне внутриполитического кризиса в Абхазии активизировались разговоры о возможности присоединения Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви (ГПЦ) к Московскому патриархату. Глава самопровозглашенной Абхазской православной церкви священник Виссарион Аплиа обращался за признанием к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (подробнее в «НГР» за 04.06.24), но не получил ответа. Предлагаем вниманию читателей взгляд на этот спорный вопрос из Грузинской православной церкви: интервью журналиста Анастасии КОСКЕЛЛО с ректором Тбилисской духовной академии протопресвитером Георгием ЗВИАДАДЗЕ.
– Отец Георгий, в чем заключается миссия Тбилисских духовных школ?
– В Грузии функционируют две духовные академии и несколько духовных семинарий, которые находятся в различных регионах. Тбилисская духовная академия – первая богословская школа, которая была основана непосредственно католикосом-патриархом всея Грузии Илией II в 1988 году. Сегодня наша академия призвана воспитывать научные кадры для богословской науки, а семинария – готовить священнослужителей. У нас есть факультеты искусствоведения, религиоведения, иконописи и реставрации, церковной архитектуры. В Тбилиси также функционирует Государственный университет имени Андрея Первозванного. В 1990 году открыта Гелатская духовная академия.
– Занимаются ли семинария и академия подготовкой клириков и миссионеров для служения среди этнических меньшинств Грузии?
– Такой отдельной программы у нас нет, чтобы готовить миссионеров и духовных лиц для этнических меньшинств. Миссией среди меньшинств занимаются по большей части епархии, в которых в той или иной степени представлены эти сообщества. Это задача местного епископа. Патриархия осуществляет общее руководство процессом через Миссионерский отдел. На епархиальном уровне у нас ведется основательная работа, чтобы этнические меньшинства, принадлежащие к ГПЦ, не остались без духовного окормления. В районах, где большинство составляет негрузинское население, церковь делает все возможное, чтобы они получили основательные знания о православии. Большую роль в этом играют телевидение и радио патриархии, а также различные церковные издания: газеты, журналы, книги и воскресные школы, функционирующие в епархиях.
– Стремитесь ли вы привлекать в духовные школы негрузин? Есть ли при поступлении квоты для этнических меньшинств?
– Во всех духовных учебных заведениях, находящихся на территории Грузии, есть специальные программы, и у всех желающих есть возможность получить духовное образование. Главное, чтобы они соответствовали определенным требованиям. Что касается квот для православных этнических меньшинств, в них нет необходимости.
– По вашим наблюдениям, ГПЦ в социологическом отношении – это «церковь грузин» или все-таки поместная церковь Грузии? Заметно ли в церкви негрузинское население?
– Грузинская православная церковь представляет собой поместную автокефальную церковь, а не «церковь грузин». Рассмотрение церкви по национально-племенному признаку считается ересью – этнофилитизмом, которая была осуждена в 1872 году на поместном Константинопольском соборе. Членами Грузинской церкви являются все православные этнические меньшинства, такие как греки, украинцы, русские, армяне, евреи, азербайджанцы, удины, езиды, курды, ингуши, черкесы, чеченцы... Каждый человек, несмотря на его этническую принадлежность, через крещение может стать членом православной церкви. В ГПЦ есть священнослужители – представители разных этнических меньшинств. В семинарии есть студенты-греки, украинцы, русские, армяне, курды. Но они местные жители, владеющие грузинским языком. Обучение ведется на грузинском языке. Владение грузинским языком – непременное условие для поступления.
– Есть ли среди семинаристов абхазы и осетины?
– У нас есть студенты из Абхазии. Когда происходило выселение грузин из Абхазии, их было много. Сейчас, конечно, их стало меньше. Есть также студенты-абхазы и студенты-осетины, проживающие в Грузии.
– Абхазский церковный вопрос – каким вы видите его решение?
– Грузинская церковь очень ценит, что Русская православная церковь на синодальном уровне признала, что Абхазия является неотъемлемой частью канонической территории Грузинской церкви. Для ГПЦ наиважнейшим является духовное окормление тех православных христиан, которые там проживают. Это ее духовная обязанность. Мы твердо верим, что территориальная целостность Грузии будет восстановлена мирным путем.
– Что делается сегодня для возрождения церковной жизни в Абхазии и Цхинвальском регионе?
– Грузинская православная церковь всеми силами готова способствовать восстановлению церковной жизни в Абхазии. В Цхинвальском регионе есть митрополит Исайя Чантурия и священнослужители, которые там подвизаются. Но в Абхазии, конечно, дело обстоит сложнее, так как все священнослужители были вынуждены покинуть территорию. Поэтому наша церковь не имеет возможности окормлять там свою паству.
Католикос-патриарх всея Грузии и наша церковь все делают для того, чтобы у священнослужителей ГПЦ была возможность посещать Сухумо-Абхазскую епархию и осуществлять там свою пастырскую деятельность, хотя пока не видно каких-либо ощутимых результатов. Мы не теряем надежды, что последовательность и упорство патриарха в применении всех канонических возможностей для достижения этой цели все-таки принесут плоды. Тот факт, что Пицундским и Сухумо-Абхазским митрополитом является сам католикос-патриарх Илия II, который имеет огромный международный авторитет, говорит о многом. Мы очень надеемся, что с Божьей помощью, усилиями нашей страны и церкви мирным путем будет восстановлена территориальная целостность Грузии и ГПЦ будет предоставлена возможность во всей полноте осуществлять там свое служение.
– Единственный клирик ГПЦ в Абхазии, священник Виссарион Аплиа утверждает, что Грузинская церковь всегда считала абхазов «людьми второго сорта» и что она «никогда не позволит абхазам молиться на их родном языке». Как вы можете это прокомментировать?
– Невозможно, чтобы православная церковь причисляла кого-то к категории людей «второго сорта». Это немыслимо для православного мировоззрения и абсолютно исключено, чтобы кто-либо считал того или иного человека или этнос «вторым сортом». Такого не может быть в природе. Тем более для Грузинской церкви и грузинского народа, который исторически отличался толерантностью ко всем этническим меньшинствам, а что касается наших абхазских братьев, у нас всегда были особые отношения.
Это знает каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с историей Грузии. Что касается вашего вопроса относительно богослужения на абхазском языке, следует отметить, что все православные поместные церкви ведут службу по каноническим текстам, установленным с древних времен. Например, славянские народы – на старославянском, греки – на древнегреческом, грузины – на древнегрузинском и т.д.
Грузинская церковь всегда с христианской любовью окормляла свою абхазскую паству. Это является ее призванием и обязанностью. При первой же возможности ГПЦ осуществит свое призвание и обязанность по отношению к своим абхазским духовным чадам. По каноническому праву обязательно, чтобы на всей территории Грузии, включая Абхазию и Цхинвальский регион, поминалось имя католикоса-патриарха всея Грузии. Для католикоса-патриарха и для всей Грузинской церкви вопрос Абхазии является очень болезненным, поэтому заявления Виссариона Аплиа, если он действительно делал такие заявления, являются необоснованными. Всем священнослужителям следует подчиняться нормам канонического права, в противном случае они окажутся вне церкви. Нельзя доверять заявлениям человека, который нарушает основополагающие принципы церковной жизни.
– Удается ли грузинскому духовенству сегодня посещать Абхазию?
– Уже десятилетия, как у грузинского духовенства нет возможности пересечь так называемую границу Абхазии. Хотя в редких случаях, при соблюдении регуляций пограничного режима есть случаи, когда духовенству все-таки удается пересечь так называемую границу с Абхазией. Примером могут служить визиты архимандрита Пимена (Кардава) в Абхазию по благословению католикоса-патриарха Илии II. А также по благословению патриарха и с активным участием архимандрита Пимена с 2005 по 2024 год в Самурзакано-Сабедиано (Гальский район) восстановлены и построены 11 храмов. Что касается верующих из Абхазии, они индивидуально в редких случаях посещают Грузию для исповеди и причастия.
– Как бы вы охарактеризовали отношения между Грузинской и Русской церквами?
– Между святой православной Грузинской церковью и святой Русской православной церковью существует евхаристическая связь. Политика – это одно, а церковная жизнь – совершенно другое. Православная церковь едина, и мы все причащаемся из одной Чаши. Между нашими народами тоже сохраняются хорошие отношения. Даже во время событий 2008 года русские, проживающие на территории Грузии, не испытывали никаких притеснений со стороны грузинского народа. На уровне народов и на уровне церквей у нас всегда сохранялось взаимопонимание.
– Совпадают ли взгляды Грузинской и Русской церквей на украинский церковный вопрос? Идет ли в ГПЦ речь о признании Православной церкви Украины (ПЦУ)?
– Часто ГПЦ укоряют в том, что она находится под влиянием РПЦ, потому что мы не признаем автокефалию ПЦУ. Это неправильно, так как ПЦУ не признает большинство православных церквей, и это вызвано не влиянием РПЦ, а каноническими препятствиями. В первую очередь это не политический, а церковно-канонический вопрос. И обязанность всех поместных автокефальных православных церквей в решении подобных вопросов руководствоваться нормами канонического права и традицией, которые существуют в церкви с древних времен. Данный вопрос, по моему мнению, должен решаться совместно с участием предстоятелей всех православных церквей. Проект об этом в течение десятков лет готовился в православном центре Вселенского патриархата в Шамбези (Швейцария). Основополагающим принципом является то, что признание автокефалии какой-либо церкви должно быть канонически обоснованным, не вызывать раздор и нарушение единства православной церкви.
– Сохраняются ли академические связи между грузинскими и российскими духовными школами?
– Академические связи у нас по большей части сохранились. Оформлены соглашения о научно-богословском сотрудничестве с Московской и Петербургской духовными академиями, так же как и с различными богословскими факультетами других стран. Несколько наших студентов учатся в вышеупомянутых учебных заведениях. Летом к нам приезжала группа студентов и преподавателей из Московской академии, они совершили паломнический тур по всей Грузии. Кроме того, наши профессора, педагоги постоянно принимают участие в научных конференциях, которые проводятся в различных российских высших духовных учебных заведениях.
– Нередко в СМИ можно встретить утверждения, что рано или поздно Грузинская церковь передаст Абхазию и Цхинвальский регион под духовное управление РПЦ. Насколько это вероятный сценарий?
– Католикос-патриарх всея Грузии Илия II неоднократно отмечал, что неполноценное присутствие грузинских священнослужителей в Абхазии и Цхинвальском регионе – это временное явление. И мы никогда не смиримся с утратой этих древнейших наших территорий. Этого никогда не допустит наша церковь, которая всегда верно служила грузинскому народу и государственности Грузии.
комментарии(0)