Очередной обмен пленными, по словам главы ДНР Александра Захарченко, состоится 27 декабря. Фото РИА Новости
Договоренность об обмене пленными в формате «306 на 74» на юго-востоке Украины была достигнута в полном объеме, заявил в понедельник на встрече в московском Даниловом монастыре с лидером общественного движения «Украинский выбор – право народа» Виктором Медведчуком, главой непризнанной ДНР Александром Захарченко и исполняющим обязанности главы ЛНР Леонидом Пасечником патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Роль РПЦ как миротворца в регионе становится все заметнее, и Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), пожалуй, оказывается основным бенефициаром этого процесса.
Этот конфликт «никому не нужен, он ослабляет всех его участников», – сказал предстоятель РПЦ. «Самое главное – этот конфликт приносит в жертву многих и многих людей, и для того, чтобы это прекратилось, должны быть усилия с обеих сторон», – заявил он, отметив необходимость его скорейшего завершения: «И там, и там наша паства. И там, и там наши люди. Кто еще так скорбит, как скорбит Русская церковь в отношении всего того, что происходит, когда брат поднимает руку на брата!»
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сказал «НГ», что шаги по преодолению напряженности в Донецкой и Луганской областях Церковь предпринимает постоянно. «Обменом пленными Церковь занимается давно, и она рассчитывает, что когда-нибудь он завершится в полном объеме, став прологом к установлению мира. Согласовывали процесс соответствующие спецслужбы, но огромную роль в происходящем сыграла УПЦ МП и блаженнейший митрополит Онуфрий (Березовский, Киевский митрополит. – «НГ») – не только в сегодняшней встрече, но и во всей ситуации, – сказал он. – Поскольку обращение в конкретном случае было к патриарху Кириллу, поддержка и авторитет патриарха значили очень много».
Напомним, во время визита президента России Владимира Путина в Ново-Иерусалимский монастырь 15 ноября с.г. Медведчук обратился к нему с просьбой «используя свой авторитет, проявить гуманизм и обратиться к главам непризнанных республик» – и он был поддержан принимавшим участие в визите патриархом. Это оценила СБУ, опубликовав на своем сайте 16 ноября заявление, гласящее, что призыв Кирилла «будет способствовать скорейшему возвращению домой каждого из заложников».
Церковь является исключительно «публичным» участником мирного процесса, она не инициирует миротворческую миссию и не определяет ее формат. Тем не менее она остается одной из немногих организаций, способных поддерживать диалог враждующих сторон, считает ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. В преддверии подписания очередного перемирия (см. подробности в «НГ» от 22.12.17) российские офицеры покинули Совместный центр по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) – функционирующий с 2014 года орган контроля за соблюдением Минских соглашений. Тем не менее, считает политолог, не стоит видеть в этом самоустранение России от судеб региона. «Россия дает понять, – считает Макаркин, – что лавры она готова разделить с той единственной поддерживающей Россию организацией, которая пользуется влиянием в Украине».
Церковь, полагает он, в межгосударственных отношениях выполняет определенную функцию, которая требует поддержания ее авторитета в Украине – в первую очередь авторитета УПЦ МП и лично патриарха Кирилла. Именно миротворческая миссия, крупный успех в которой патриарх Кирилл может записать на свой счет, является самым действенным инструментом этого процесса. «В целом ряде украинских приходов уже не поминают его за богослужением, – сказал Макаркин. – Вопрос в том, кто официально будет выполнять миротворческую функцию: понятно, что выверка списков, ведение переговоров – это государственное дело, дело людей вроде Медведчука. Но за самим обменом должна стоять институция, которая признается обеими сторонами. Таких, кроме Церкви, практически нет, а священники УПЦ МП служат везде: и в Донецке, и в Луганске, и в Киеве, и во Львове. И влияние УПЦ МП в Украине сохраняется – не будь этого, ее давно постигла бы печальная участь».