Фото т/к "Еспресо"
Традиция печь блины в последнюю неделю перед Великим постом была насильственно навязана украинцам из России, считает украинская журналистка Виктория Демидюк.По словам Демидюк, в «козацкой» Украине, в отличие от России, на Масленицу готовили не блины, а вареники с творогом и сливочным маслом и разнообразные блюда из молочных продуктов. «Вареники символизировали молодой месяц, который в свою очередь был символом женской энергии. Из-за связи с женской природой в Украине Масленицу также называли «Бабьей неделей». Кроме вареников, готовили сырники, творожные бабы, на молоке варили лапшу и галушки. Все каши в эту неделю также исключительно варились на молоке». В то время как «русские оккупанты» перед Великим постом объедались блинами с икрой, украинские хозяйки угощали гостей куда более здоровой и вкусной молочной пищей: ряженкой, затирухой, киселями.
Как утверждает Демидюк, масленичные традиции Украины были более христианскими, чем в России. Если русские в это время дрались «стенка на стенку», то украинцы помнили, что Масленица – время всепрощения и примирения перед Великим постом. «Люди в это время не дрались, а пытались решить все конфликты, извиниться и простить друг друга, чтобы встретить весну в согласии и мире». Масленица в «козацкой» Украине – последние дни, когда парубкам (молодым людям) и девчатам можно было сыграть свадьбу, поскольку на протяжение всего Великого поста венчания запрещены. Кто не успел обзавестись женихом или невестой, мог это сделать на Масленицу. «Тех парней, кто не использовал в этом году свой шанс, ждало шутливое наказание. Неженатым парням цепляли к поясу или к руке колодку, снять которую разрешалось только за откуп. В такой шутливой форме молодым мужчинам напоминали о важности создания собственной семьи. После Великого поста, когда снова шло время бракосочетаний, человек, который уже выбрал себе невесту, выменивал у нее эту колодку на писанки (пасхальные яйца – «НГ»)». Колодки, которые носили «наказанные» неженатые парубки, изготавливались из атласа, были украшены вышитыми цветами и бисером и изготавливались девчатами в двух экземплярах. Второй экземпляр весь Великий пост носила девушка, «наказавшая» понравившегося ей парня. Колодка одевалась на левую руку, но чаще всего – на левую грудь, ближе к сердцу. «Эта старинная традиция – один из главных доказательств уникальности украинского праздника, ведь ее аналогов в других странах нету», – пишет Демидюк.
В качестве эксперта по «декоммунизации» Масленицы журналистка цитирует украинского этнографа Елену Ивановскую. «Традиция выпекания блинов в большей степени была навязана нам в советское время, – говорит Ивановская. – На всем пространстве Советского Союза внедрялись одни и те же праздники, чтобы традиции этносов, которые входили в состав советской империи, отходили на периферию и их больше не праздновали». Собственно в «козацкой» Украине вместо слова «Масленица» чаще употребляли исконно украинское слово «Колодый». «Колодый – древнеукраинский бог брака, примирения и согласия. Он приходит к людям в эту неделю, чтобы помочь им восстановить утраченные за зиму силы и пробудиться вместе с первым дыханием весны. После Колодыя молодые девушки уже начинают петь веснянки, ведь эта прекрасная пора года уже вот-вот наступит. Это древний украинский праздник возрождения всего живого, со своими уникальными традициями, заслуживает существования в быту украинский по сегодняшний день, несмотря на то, что российская Масленица прочно укоренилась на наших землях еще с советских времен. Это практически был предновогодний праздник, ведь тогда наши предки праздновали Новый год с наступлением весны», – пишет Демидюк. От имени древнеукраинского бога Колодыя происходит известное русское и украинское слово «колодка». Традиция отмечать приход весны обрядами примирения, брачными играми и обильным угощением, по мнению журналистки, существует в Украине со времен трипольской культуры.
Трипольской культурой археологи называют культуру эпохи энеолита (медно-каменного века), существовавшую в Дунайско-Днепровском междуречье в VI-III тысячелетиях до н.э. Название исторического периода происходит от названия села Триполье в Киевской области, где в конце XIX века проводил раскопки археолог Викентий Хвойка. Эмигрант из Австро-Венгрии, Хвойка был этническим чехом, но в современной Украине его считают украинским исследователем. Аргументы украинского «происхождения» Хвойки: Хвойка жил в Киеве, где основал нынешний Национальный музей истории Украины, а похоронен в 1914 году был на киевском Байковом кладбище.
В Украине с недавних времен считается, что в масленичную («Бабью») неделю женщина имеет право напиваться, когда захочет, и «чоловик» (муж) не имеет права ругать свою жинку за то, что та не хлопочет по дому, а валяется мертвецки пьяной. Это не имеющее никакого отношения к христианству суеверие берет начало с реально имевшей место сельской традиции. В первый день «Бабьей недели» все женщины села собирались в местном шинке (кабаке) на посиделки за горилкой. На стол выкладывалось полено, сельские бабы пели: «Колодка народилася!» Пропустив по чарке, женщины заворачивали деревяшку в пеленки и пели: «Вже наше дитя народилося, а вже дитя на свiт Божий з’явилося!» Мужчинам присутствовать на этих посиделках запрещалось. Тем же, кто осмеливался взглянуть на женское застолье, к ногам привязывали колодку или полено. С этим поленом на ноге «ослушник» ходил по селу под всеобщий смех до тех пор, пока добросердечная односельчанка не испрашивала разрешения у баб простить не в меру любопытного соседушку.
Сохранившиеся до наших дней источники по украинской этнографии опровергают измышления современных «декоммунизаторов» Масленицы насчет того, что украинцам слово «Масленица» якобы никогда не было знакомо. Сжигая чучело зимы, жители Украины обычно пели: «Масляна, Масляна, яка ж ти мала! Якби ж тебе сiм недiль, а посту одна». Вареники на праздничном столе присутствовали. У казаков Запорожской Сечи была поговорка: «На Масленицу и турки вареники едят». Но вареники, галушки, пампушки и другие знакомые россиянам по рассказам Гоголя вкусности не были обязательны для каждого украинского стола без исключения. Как и в России, украинцы перед Великим постом готовили блины и оладьи. В Западной Украине и на Буковине блины готовили из кукурузной муки. Вместо галушек жители Западной Украины и буковинцы готовили банош – кукурузную кашу.
комментарии(0)