0
11843
Газета Вера и общество Интернет-версия

03.12.2019 17:58:00

Православное единство пытаются вернуть Амманом

Перспективы Всеправославного собора в Иордании более чем сомнительные

Тэги: рпц, пцу, раскол, патриарх кирилл, патриарх феофил III, патриарх варфоломей, греция, элладская церковь, афины, африка, александрия, украина, россия, фанар, константинополь, архиепископ иероним, патриарх феодор, митрополит иларион, премия, православный мир


рпц, пцу, раскол, патриарх кирилл, патриарх феофил III, патриарх варфоломей, греция, элладская церковь, афины, африка, александрия, украина, россия, фанар, константинополь, архиепископ иероним, патриарх феодор, митрополит иларион, премия, православный мир Предложение переговоров в Иордании Феофил III сделал после того, как патриарх Кирилл вручил ему премию  Международного общественного фонда единства православных народов. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Предложение Иерусалимского патриарха Феофила III о созыве Всеправославного собора (или совещания) в Аммане по вопросу «единства православных церквей и веры», прозвучавшее в Москве, широкой поддержки православного сообщества так и не получило. Многие полагают, что это не больше чем дипломатический ход. Став в некотором роде заложником в ссоре между Москвой и Константинополем, Феофил вроде бы смог выйти из непростой ситуации.

21 ноября в московском храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил главе Иерусалимской православной церкви (ИПЦ) премию Международного общественного фонда единства православных народов (МОФЕПН). После этого в своей речи Феофил объявил: «В нашем доме, Иерусалимском патриархате, мы хотим принять наших братьев, предстоятелей православных церквей, и соборно обсудить вопрос сохранения нашего единства в евхаристическом общении. Пользуясь данной возможностью, объявляем, что мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском королевстве для проведения «братской встречи в любви», дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство православной Церкви и нашу православную веру».

В качестве главы церкви Феофил был в России третий раз. Для Московского патриархата этот визит очень важен. После разрыва евхаристического общения с Константинопольской церковью и ее патриархом Варфоломеем Москва активно ищет союзников. Ведь в конце октября и начале ноября к числу тех, кто вслед за Константинополем признал Православную церковь Украины (ПЦУ) и ее главы митрополита Епифания (Думенко), присоединились главы Элладской и Александрийской церквей. Нехорошие сигналы поступают из Грузии, Болгарии и Чехии. Скорее всего поэтому 29 ноября с.г. глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) встретился с предстоятелем Православной церкви Чешских земель и Словакии митрополитом Ростиславом (Гонтом). Известно также, что 30 ноября председатель ОВЦС нанес визит и первоиерарху Польской православной церкви митрополиту Савве (Грыцуняку). В обоих случаях, как указывает служба коммуникации ОВЦС, «были обсуждены вопросы, касающиеся проблематики межправославных отношений».

Феофил III в Москве встретился с президентом России Владимиром Путиным и возглавил божественную литургию в храме Христа Спасителя. «Святая Иерусалимская церковь – это хранительница Гроба Господня и Святой земли, где прошла земная жизнь Спасителя, колыбель всего мирового православия, матерь всех наших поместных церквей, включая и самые древние. Исторически ее предстоятели были известны своей ревностью о Господе, верностью Священному преданию и каноническим устоям церкви. Сейчас на наших церквах лежит особая ответственность – не за себя только, не за одну только нашу паству, но за судьбу мирового православия, которое стоит перед труднейшими вызовами. И мы благодарны вашему блаженству за то, что в столь непростое для мирового православия время вы прибыли сюда засвидетельствовать единство православной церкви», – обратился с такими словами к Феофилу по окончании совместного богослужения патриарх Кирилл. Во время визита со стороны официальных представителей РПЦ неоднократно подчеркивалось, что Иерусалимский патриархат не признал ПЦУ и допускает к служению у святынь Иерусалима лишь духовенство Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

Не осталось незамеченным, что во время совместного богослужения гость со Святой земли, так же как и глава РПЦ, отказался от поминовения имен глав православных церквей мира. За последний год литургический диптих РПЦ сначала сократился с 15 до 13 позиций – из него исчезли имена глав Константинопольской и Элладской церквей, а после того, как и Александрийский патриархат признал ПЦУ, перечисление имен и вовсе заменили короткой церковнославянской фразой: «Помяни, Господи, патриархи православные». Аналог этой фразы по-гречески произнес вслед за патриархом Кириллом и Феофил. Некоторым это не понравилось. На портале exapsalmos.gr было опубликовано анонимное письмо, в котором Феофила призвали уйти в отставку. «Он сослужил вместе с патриархом России без поминовения Вселенского и других первоиерархов. Он стал троянским конем для Вселенской церкви. Какую грязную игру играет патриарх четвертого престола (ИПЦ находится на четвертом месте церковного диптиха. – «НГР») против Вселенского? Феофил без Варфоломея не стал бы и епископом. Лучшее, что может сделать Иерусалимский патриарх, это уйти в отставку», – говорится в тексте.

В Русской церкви инициативу Феофила восприняли с радостью, назвали «своевременной» и «важной». «То, что предстоятель древнейшей православной церкви выразил озабоченность сегодняшним разделением в мировом православии и предложил всем главам православных церквей собраться в Иордании и провести, как он сказал, братскую беседу, можно только поддержать», – заявил митрополит Иларион 30 ноября каналу «Россия 24». Еще в декабре 2018 года, когда новая церковная структура в Украине только-только появилась и Москва разорвала евхаристическое общение с Константинопольской церковью, многие главы церквей призывали патриарха Варфоломея созвать Всеправославное совещание, чтобы сообща рассмотреть вопрос легитимности ПЦУ.

Однако Варфоломей ответил, что не намерен ни с кем совещаться и считает подобную встречу бесполезной, «поскольку приведет к согласию только в том, что участники будут не согласны друг с другом». Он также напомнил, что согласия в православном мире уже давно нет. Пример тому Всеправославный собор, который прошел в 2016 году на Крите. Тогда четыре церкви – Антиохийская, Болгарская, Грузинская и Русская – по разным причинам отказались приезжать на остров, а позже – принимать постановления этого Собора.


Как в Московском патриархате видят формат предложенного совещания, пока непонятно.  «В ситуации, когда Константинопольский патриарх является виновником раздора и раскола, любое совещание, которое он будет созывать, неизбежно будет направлено на то, чтобы легитимизировать его действия. А мы не согласны именно с его действиями, которые он совершил на Украине», – заявил в том же интервью каналу «Россия 24» митрополит Иларион (Алфеев). Еще в сентябре 2018 года Синод РПЦ приостановил участие Московского патриархата «во всех епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата». Это означает, что голос Константинополя в Иордании не должен быть решающим. Но на это уже не пойдет патриарх Варфоломей, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Инициатором таких совещаний с точки зрения Константинополя может быть только патриарх Варфоломей, и, думаю, Константинополь от этого принципа не отступится, – сказал эксперт «НГР». – В свою очередь, патриарху Кириллу ехать на мероприятие, которое будет инициировано патриархом Варфоломеем и где он будет председательствовать, тоже несподручно. Москва будет готова поехать только на совещание в форме круглого стола, на котором все будут равны».


Политолог считает, что своим предложением патриарх Феофил попытался спасти себя от неприятного выбора: «Иерусалимский патриарх хочет поддерживать отношения и с теми, и с другими. С одной стороны, у Иерусалима есть прочные исторические связи с Константинополем, причем при патриархе Феофиле они усилились по сравнению с его предшественниками. Да и Константинополь некогда сыграл важную роль в том, что международное православное сообщество признало отстранение предыдущего иерусалимского патриарха Иринея. Поэтому с Константинополем Феофилу не хочется портить отношения. Но и с Москвой их не хочется портить. Феофил заинтересован в том, чтобы из России приезжали паломники за Благодатным огнем, приезжали спонсоры и помогали Святой земле финансово. Поэтому ему важно отложить вопрос, на чьей он стороне. Но, думаю, Фанар все равно будет настаивать на том, чтобы Иерусалим признал Православную церковь Украины». При этом, по мнению Макаркина, Московский патриархат также не готов ни на какие компромиссы в отношении ПЦУ. «Интересно, что вслед за заявлением патриарха Феофила, которое в Московском патриархате восприняли вроде бы благожелательно, последовало закрытие Александрийского подворья в Москве. То есть дали понять, что позиция Москвы не смягчилась. Если бы предполагали, что стороны реально встретятся и о чем-то договорятся, то подворье вряд ли стали бы закрывать», – заключил эксперт.


Еще одна причина, по которой Иерусалимскому патриарху пришлось предложить собрание в Иордании, – это, вероятно, попытка Феофила заручиться поддержкой Москвы как на церковном, так и на государственном уровне. «Существует греческий мир, с которым тесно связаны все грекоязычные церкви, в том числе и Иерусалимская. Существует близкая к Вашингтону позиция многих политических кругов Израиля. Существует и пороховая бочка под троном патриарха Феофила. Известно, что арабоязычная паства периодически обвиняет его в разных прегрешениях, в частности, продаже земли израильтянам. И легко представить себе ситуацию, в которой арабская христианская улица или его свергнет, или перестанет пускать в арабские районы страны, устроив какую-либо провокацию. Так что говорить достаточно жестко с ним могут многие западные центры влияния», – сказал «НГР» протоиерей Всеволод Чаплин. «Вполне вероятно, что тесно связанный с русскими паломниками патриарх Феофил просто решил окунуться в елей. Но мы помним, что подобный «елеобаптизм» недавно состоялся в Одессе во время приезда туда Александрийского патриарха Феодора. И мы хорошо помним, что было дальше. Тем более что из истории мы знаем, что много раз восточные патриархи приезжали на наши земли, расточали красивые слова, давали обещания, в ответ обильно возливался елей самой разной природы, а потом выяснялось часто, что обещания ничего не значат», – отметил Чаплин.


О скромных перспективах предложения Феофила свидетельствуют молчание или отговорки других духовных лидеров. Открыто выступил против совещания в Аммане пока только глава Элладской Православной церкви (ЭПЦ) архиепископ Афинский и всей Греции Иероним II. 22 ноября в разговоре с журналистами он заявил, что «не каждый может созвать всеправославную встречу». «Это прерогатива Вселенского патриарха. Если Вселенский патриарх нас позовет, мы не скажем «нет». Если любой другой церковный деятель нас позовет, я скажу «нет», – подчеркнул Иероним. Глава Албанской церкви 90-летний митрополит Анастасий еще 20 ноября, то есть на сутки раньше Феофила, выступил за необходимость проведения Всеправославного совещания по проблеме украинского раскола. Но, с другой стороны, он пока никак не отреагировал на конкретную инициативу иерусалимского коллеги. При этом Анастасий в письме, опубликованном 24 ноября на официальном сайте Албанской церкви, прерогативу в «исцелении новой реальности» отдал Константинопольскому патриарху.


Впрочем, по мнению руководителя Центра по изучению религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, предложение Феофила все равно выгодно Московскому патриархату. «Понятно, что в свете того разрыва, который произошел между Москвой и Константинополем, а также раскола, который сейчас происходит в православном мире по проблеме признания ПЦУ, это совещание вряд ли будет иметь всеправославный статус. Думаю, и Московский патриархат это понимает. Однако оно может вывести обсуждение сложившейся ситуации на более высокий уровень и позволит выйти за рамки противостояния Москвы и Константинополя. Москве важно, что с ней сейчас патриарх Иерусалимский, и еще присоединится какая-то часть пусть даже не глав, но архиереев других церквей, которые в этом конфликте поддерживают Русскую церковь. Для совещания невсеправославного статуса этого будет вполне достаточно. Очень многие критикуют патриарха Варфоломея, но не хотят вступать в прямую конфронтацию даже не столько с ним, а, например, с американцами, которые также поддерживают политику Фанара, с греческим правительством, которое, как известно, финансово поддерживает греческие церкви и греческих иерархов. Поэтому Иорданское совещание может показать, что патриарх Варфоломей совершил раскол даже внутри самых разных церквей. Думаю, что на такое совещание приедут, например, и некоторые представители Элладской и Александрийской церквей», – сказал «НГР» эксперт. Он считает, что в РПЦ предприняли ряд шагов для того, чтобы минимизировать раскол. 

«После заявления Феофила о необходимости Всеправославной встречи в Москве было отменено заседание Синода РПЦ, на котором Московский патриархат мог бы разорвать евхаристическое общение с Александрийским патриархом или даже со всей Александрийской церковью. Это как раз свидетельствует о том, что в РПЦ осознают, что сейчас сложилась особая церковно-политическая ситуация и нельзя ее усугублять. Русская церковь дала тем самым понять, что она пока отказывается принимать участие в раскалывании православного мира, которое, по ее мнению, спровоцировал патриарх Варфоломей. Ведь с канонической точки зрения Московский патриархат уже должен был полностью разорвать отношения и с Элладской церковью, и с Александрийской. Но этого не произошло именно потому, что РПЦ не хочет отделять себя от православного мира и не хочет быть инструментом раскалывания православного мира, предоставив роль яблока раздора ПЦУ», – заключил Лункин.
«Москве объявление о совещании нужно было только для того, чтобы сделать вид, что она готова к диалогу, – такую мысль в разговоре с «НГР» высказал протодиакон Андрей Кураев. – Обе стороны понимают, что заявление Феофила нереалистично. Но Иерусалимский патриарх отрабатывал премию – то, что в советские времена называлось «имитацией бурной деятельности». В Москве раньше также заявляли о необходимости диалога и различных всеправославных совещаний. Потом это сошло на нет. Но чтобы не терять лицо и не отказываться от обсуждения проблемы, заявление Феофила сейчас очень выгодно Московскому патриархату».


Кураев отметил, что предложение Иерусалимского патриарха вовсе не гарант того, что он в скором времени не признает ПЦУ. «Для Феофила потеря Москвы может быть даже выгодна. Во-первых, есть огромное количество румынских паломников, активно начнут посещать Святую землю украинские паломники. Вероятно, будут какие-то греческие вливания, а может, даже и американские. Конечно, денег слишком много не бывает, но, с другой стороны, ссора может стать удобным поводом для того, чтобы разрешить старые имущественные проблемы, которые есть на Святой земле между Иерусалимской и Русской церквами. Существует проблема спорных участков и зданий, поэтому Феофил может воспользоваться случаем для того, чтобы этот вопрос разрешить».


Но понесет ли ущерб РПЦ в случае признаний Иерусалимом ПЦУ? «Денег Москва оттуда не получает, только, наоборот, вкладывает свои, – рассуждает собеседник «НГР». – Поэтому в финансовом смысле Московский патриархат скорее выиграет, чем проиграет. Паломнические средства останутся в России, начнет активно развиваться внутренний религиозный туризм». Но крайне болезненным станет отсутствие возможности привозить со Святой земли Благодатный огонь. «Ведь именно при патриархе Кирилле расцвел этот миф об истинности православия через схождение Благодатного огня от Святого гроба. А если огонь будет дароваться раскольникам и неканоническим людям, это будет серьезным ударом по пропагандистской деятельности Русской церкви», – заключил Кураев.


«Благодатный огонь давно сходит не в Кувуклию, а только к тем мирянам и паломникам, которые стоят в храме, поскольку в Кувуклии давно уже совершается экуменическая молитва, – такое неожиданное мнение высказал Всеволод Чаплин. – Думаю, если наши паломники не смогут входить в храм Гроба Господня, то их все равно меньше не станет. У Русской духовной миссии и Зарубежной церкви на Святой земле есть большое количество храмов, куда наши паломники смогут отправляться. Ну и вряд ли Иерусалимский патриархат сможет отказаться от порядка общего посещения храма Гроба Господня. В конце концов доступ в храм контролирует не греческий патриархат, а власти Израиля. А наши найдут способ посещать этот храм, например, когда там не будет греческих богослужений».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

Владимир Мухин

Европейские страны НАТО берут на себя координацию военной помощи Украине

0
3786
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
2911
Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
1085
Сбер наградил премиями двигателей российской науки

Сбер наградил премиями двигателей российской науки

Андрей Гусейнов

Банк особо отметил ученых, применяющих искусственный интеллект в исследованиях

0
2868

Другие новости