Право носить хиджаб муфтии считают проявлением межрелигиозного согласия в стране. Фото РИА Новости
В то время как российские законодатели выдвигают инициативы в сфере борьбы с деструктивной идеологией, мусульмане Северного Кавказа обнаружили деструктивные проявления в приказе Минобразования Владимирской области. Объединению муфтиятов не понравилось, что в регионе школьникам запретили с 22 октября посещать образовательные учреждения в религиозной одежде. Ранее это решение раскритиковали в Духовном управлении мусульман (ДУМ) РФ.
Министерство образования и молодежной политики Владимирской области 25 октября опубликовало приказ, который начал действовать тремя днями ранее. Согласно новой норме, в образовательных учреждениях нельзя носить «одежду и ее элементы, демонстрирующие религиозную принадлежность обучающегося».
Отдельно выделены такие предметы женского мусульманского гардероба, как хиджаб и никаб. Все остальное подразумевается под сокращением «и т.д.». «Установленные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся независимо от их вероисповедания обеспечивают светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений и поддержание в них религиозного нейтралитета», – пояснили позже в ведомстве.
28 октября Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) обнародовал заявление, в котором подверг критике Минобразования Владимирщины. Совсем недавно религиозное объединение возглавил муфтий Чеченской Республики Салах Межиев. Несмотря на то что муфтият Чечни и в целом КЦМСК поддержали решения властей многих регионов РФ о недопустимости ношения никаба, закрывающего лицо, во время весенне-летней дискуссии о ношении этого традиционного для Ближнего Востока одеяния в российских городах, нынешний владимирский приказ кавказские мусульмане осудили, выделив в своей критике запрет хиджаба. Такой способ целомудренного облачения не подразумевает сокрытие лица.
В КЦМСК сочли, что в «документе особо отмечается запрет именно и только исламской религиозной одежды». «Хотели бы также обратиться к «борцам с платками девочек», чтобы свои усилия все же они направили на эффективную практическую работу по формированию в образовательных организациях традиционных российских духовно-нравственных ценностей, на профилактику деструктивной идеологии, на поддержку СВО, которая действительно является сегодня важнейшей миссией нашей страны, обеспечивающей национальную безопасность (мусульмане России это делают регулярно), а не занимались популистскими незаконными запретами религиозной одежды», – требуют кавказские муфтии.
Исламское объединение просит федеральные органы власти дать правовую оценку приказу и, более того, «принять законодательные акты на государственном уровне, предусматривающие невозможность принятия органами власти субъектов РФ или иными органами нормативных актов относительно возможности запрета ношения обязательной религиозной одежды».
27 октября заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов указал на то, что владимирский приказ может коснуться представителей и других религий России. «Нелепой представляется ситуация, чтобы учителя снимали с учеников нательные крестики, кипы, платки и другие частные атрибуты религиозной принадлежности», – говорится в его комментарии, опубликованном на сайте исламского объединения. Имам-мухтасиб Владимирской области Азат Мунавиров отказался от комментария для «НГ».
Если рассматривать структуру населения Владимирской области, то выраженные религиозная одежда и ее элементы присущи, кроме мусульман, только небольшому числу исповедующих иудаизм граждан. «В бытовом плане у нас нет такой проблемы, так как дети общины происходят из традиционных, но не религиозных семей, – пояснил «НГ» раввин Владимира (Федерация еврейских общин России) Гершон Гуревич. – В обычной жизни они ходят без кипы. Если община будет расти, то мы приложили бы максимум усилий для открытия еврейской школы. Обычно дети из религиозных семей в малых городах, где нет соответствующих школ, выбирают дистанционное обучение, так как встает вопрос не столько внешнего вида, сколько расписания – уроков в шабаты и праздники». «Но мы, безусловно, понимаем переживания мусульманской общины», – добавил раввин.
Напрашивается предположение, что инициатива областного Минобразования может быть связана с кампанией по противодействию нелегальной иммиграции и радикализации выходцев из сопредельных мусульманских стран. Однако Владимирская область не входит в число регионов, находящихся в авангарде процесса ограничения деятельности трудовых мигрантов. 27 августа на пресс-конференции губернатор Александр Авдеев сообщил, что область нуждается в трудовых ресурсах и подходит к вопросу ограничений для мигрантов «взвешенно». Глава региона все же анонсировал появление подобных нововведений. Межнациональную обстановку, по результатам статистики УМВД, в регионе нельзя назвать критичной, сказал тогда губернатор.