0
1885
Газета Вера и общество Интернет-версия

21.04.2025 19:27:00

Вместе с папой Франциском уходит универсальный гуманизм

Выборы главы Католической церкви ознаменуют эпоху нового политического барокко

Тэги: католическая церковь, папа римский франциск, реформаторство, универсальный гуманизм


католическая церковь, папа римский франциск, реформаторство, универсальный гуманизм Печальные перемены в Католической церкви происходят в резонансе с трансформацией мирового порядка. Фото Reuters

Рано утром 21 апреля ушел из жизни 266-й папа Римский Франциск (урожденный Хорхе Марио Бергольо). Ему довелось принять ограниченное участие в пасхальных богослужениях 20 апреля. Ныне торжества Воскресения Христова совпали по времени у западных и восточных христиан. Франциск возлагал на символизм этого события большие надежды, возможно, считая его прообразом будущего нового согласия между мировыми державами и цивилизациями. Он успел увидеть отблеск своих чаяний в пасхальном перемирии между Россией и Украиной, однако после его смерти мир остается в состоянии глобальной турбулентности и конфронтации. Последним публичным деянием понтифика оказалась аудиенция для вице-президента США Джей Ди Вэнса, убежденного католика, при этом придерживающегося взглядов, противоположных идеям прогрессистского глобализма Римской церкви эпохи папы Франциска.

«Сколько же воли к смерти мы ежедневно видим в многочисленных конфликтах, затрагивающих разные части света! Сколько же насилия часто проявляется в семьях, в отношении женщин и детей! Сколько презрения порой изливается на самых слабых, отверженных, мигрантов! – говорилось в последнем пасхальном послании «Граду и миру» папы Франциска. – Я хотел бы, чтобы мы снова начали надеяться на то, что мир возможен!» Свое обращение понтифик не смог зачитать самостоятельно.

И во время аудиенции в день Воскресения Христова, 20 апреля, принимая Джей Ди Вэнса, папа уделил американскому гостю только несколько минут и сказал лишь несколько слов. Было ли это признаком физической немощи? Или папа просто не мог не принять видного политика, но не пожелал оказать ему слишком большого благорасположения? Вице-президент США олицетворяет тот воинствующий и прямолинейный клерикализм, который папа Франциск пытался преодолеть с самого начала своего понтификата – 13 марта 2013 года. Понтификат первого папы родом из Нового Света был призван сделать Римскую церковь более открытой. Причем открытой именно третьему миру и исполненной сострадания к тем, кого прогрессистские умы считают наиболее угнетаемыми. Вэнс же олицетворяет ригоризм и мигрантофобию.

Спустя семь часов после этой встречи камерленго Римской церкви кардинал Кевин Фаррелл известил верующих: «Дорогие братья и сестры, с глубокой скорбью я должен сообщить о смерти нашего святейшего отца Франциска. Сегодня в 7 часов 35 минут епископ Рима Франциск вернулся в дом Небесного Отца». Теперь камерленго как местоблюститель Святого престола займется всеми организационными делами: похоронами почившего, содержанием дел Ватикана в порядке на время cede vacante, то есть «незанятого трона», а также подготовкой к конклаву – выборам нового главы Римской церкви.

С понтификатом Франциска связывают множество реформ в управлении церковью, и одна из них уже скоро будет воплощена в церемониале. В соответствии со своей концепцией упрощения церковной жизни папа Бергольо сделал ритуал прощания с понтификами более скромным. Раньше пап хоронили в трех гробах и выставляли на постаменте в соборе Святого Петра в Ватикане. Однако в декабре 2024 года Франциск распорядился, по сообщению католического официоза, оставить для усопшего понтифика лишь простой деревянный гроб и отменил церемонию прощания на постаменте. Это будет воплощено в его похоронах. И погребут папу Бергольо не в гротах главного католического храма мира, а в римской базилике Санта-Мария-Маджоре. Этот собор располагается в сердце итальянской столицы, и от базилики лучами расходятся улицы, пронзающие город. Таким образом, место захоронения папы «сострадающей народной церкви» будет символизировать главную идею его понтификата.

Но насколько реформаторство 266-го римского первосвященника изменило «кафолическую», то есть «вселенскую» церковь? К числу основных задач понтификата относят расширение коллегиальности церковного управления и открытость для участия в церковных делах мирян и женщин.

Франциск также ставил задачу сделать прозрачными ватиканские финансы. Большое внимание уделял миротворческим инициативам, утверждая, что уже много лет человечество ведет ползучую третью мировую войну.

Три года длился Синодальный путь – серия синодов католических епископов национальных церквей. Особенно бурно этот процесс проходил в Германии. Там даже заговорили об опасности новой реформации католицизма – настолько далеко немецкие иерархи зашли в своих чаяниях получить максимальную независимость от духовного центра в Ватикане. Именно из Германии пришли самые неоднозначные результаты этих совещаний, когда в СМИ стали циркулировать слухи о том, что Католическая церковь «разрешила однополые браки» (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ). На самом деле по итогам синодальных консультаций Ватикан в 2023 году принял декларацию о допустимости особой формы благословения однополых пар. Католические организации в разных странах разъясняли, что этим Римская церковь вовсе не признает нетрадиционные браки и не отходит от своего вероучения.

В Синодальном пути принимали деятельное участие миряне и женщины. До одобрения женского диаконства дело не дошло. Однако роль монахинь в административных делах увеличилась. В феврале губернаторство Града-государства Ватикан впервые возглавила женщина – монахиня Рафаэлла Петрини, а месяцем ранее префектом одного из куриальных ведомств назначили Симону Брамбиллу.

При Франциске многое пытались сделать для «отмывания» банка Ватикана от мутных схем и коррупции. Однако к закату понтификата духовный центр мирового католичества пришел кандидатом в банкроты (подробнее см. «НГ» от 06.03.25).

Мировое сообщество реагирует на вести о кончине папы Бергольо. Испания хотя и имеет левое правительство, но королевство остается христианнейшим, раз объявило трехдневный траур.

74-2-2480.jpg
Камерленго Римской церкви кардинал
Кевин Фаррелл сообщил о смерти понтифика
утром 21 апреля.  Фото Reuters
Слово соболезнования направил камерленго Фарреллу и президент России Владимир Путин. «В течение всех лет своего понтификата» папа Франциск «активно способствовал развитию диалога между Русской православной и Римско-католической церквами, а также конструктивного взаимодействия между Россией и Святым престолом», говорится в послании президента РФ.

В контексте межцерковного диалога первым делом вспоминается историческая встреча папы Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла в аэропорту Гаваны 12 февраля 2016 года. Духовные лидеры выпустили совместную декларацию, где говорилось, что эта «встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос».

Однако в 2025 году «экуменическое» празднование Пасхи задумывалось Ватиканом как единение прежде всего с Константинопольским патриархатом, с которым РПЦ разорвала евхаристическое общение. Таким образом, с 2016 года не только западное и восточное христианство не обрели значимой солидарности, но и внутри православия произошел раскол.

После февраля 2022 года папа Франциск не дал вовлечь себя в альянс антироссийских сил и старался сохранять возвышенный нейтралитет. Он неоднократно делал попытки выступить посредником между Москвой и Киевом, готов был посетить обе враждующие столицы. Однако по разным причинам такие визиты не состоялись. В случае России противодействие, как считается, оказывал Московский патриархат.

После этого миротворческая миссия Ватикана спустилась на уровень ниже, понтифик назначил спецпосланников. В случае Москвы это кардинал Маттео Дзуппи. В конце концов усилия католиков свелись к обмену несовершеннолетними беженцами между Россией и Украиной и обмену военнопленными. Но и здесь более значимую роль сыграли, кажется, такие посредники, как власти Объединенных Арабских Эмиратов.

В своих попытках взаимодействовать с Россией и в то же время не выбиться из контекста западного мира Франциск делал иногда неуклюжие заявления. Он неоднократно выражал восхищение русской культурой, но однажды противопоставил русский народ чеченцам и бурятам, что вызвало немалый скандал.

С тех пор как из трубы Сикстинской капеллы в 2013 году воскурился белый дым, возвещающий «Habemus papam!», многое в мировой политике унес ветер перемен. Тренд на открытый мир, сострадательный к слабым и бедным, стремящийся к уравниванию возможностей, сменился на стремление стран к герметичности, а обществ – к элитаризму. Начиная с пандемии ковида в 2020–2023 годах цивилизация от глобалистического идеализма развернулась к меркантильному национализму. «Прекрасный новый мир» в лице Джей Ди Вэнса явил себя папе в его последние мгновения.

В новом мире философия «францисканского» понтификата превращается в анахронизм. Вероятно, поэтому после известий о смерти Бергольо начались гадания о возможных преемниках, и большинство склоняется к тому, что время экспериментов прошло. Святой престол должен занимать респектабельный папа европейского происхождения с умеренными взглядами вроде госсекретаря Ватикана Пьетро Паролина или Маттео Дзуппи.

Но даже и эти гадания не были первой реакцией на кончину Франциска. Первое, что пришло в голову комментаторам, когда по соцсетям стали разлетаться сообщения ватиканского камерленго, – это апокрифическое пророчество архиепископа Малахии, якобы сочиненное в XII веке. По подсчетам любителей тайн мироздания, Франциск должен был стать последним или предпоследним понтификом перед концом времен. Возможно, многие вспомнили и про «небесные знаки», сопровождавшие избрание и первые дни понтификата Франциска: молнию, ударившую в шпиль собора Святого Петра, и голубя мира, выпущенного новым папой и тут же атакованного невесть откуда взявшимися чайкой и орлом. Голубь, правда, сумел вырваться и улететь.

Мистицизм неспроста сопровождает церковные перемены в то время, когда весь мир переживает глобальные преобразования. История папства знает подобные периоды. Такое случалось, скажем, в эпоху барокко второй половины XVI века. Старый стройный миропорядок, которые в ту эпоху был сосредоточен в Европе, крошился в жерновах Реформации и католической Контрреформации. Эти процессы сопровождались Тридцатилетней войной, крушением всемирной Священной империи, деградацией идеи универсального гуманизма.

Аугсбургский мир зафиксировал новый мировой порядок сосуществования и формирования национальных государств. Тогда же возник девиз «Чья власть – того и вера». Римская церковь, имея за плечами двухтысячелетнюю историю, помнит эти сравнительно недавние времена и, думается, выработала способность реагировать на подобные исторические вызовы. 


Читайте также


Реконкиста без благословения церкви

Реконкиста без благословения церкви

Михаил Стрелец

Правые популисты и европейские христиане

0
13171
Папа Франциск будет управлять католиками «не так, как раньше»

Папа Франциск будет управлять католиками «не так, как раньше»

Станислав Минин

Консерваторы опасаются, что больной понтифик проявит внезапную решительность

0
13151
Могут ли на конклаве быть «лишние» кардиналы

Могут ли на конклаве быть «лишние» кардиналы

Станислав Минин

Римские папы установили лимит в 120 выборщиков, но его не обязательно соблюдать

0
12611
Папа Франциск косвенно указал на возможного преемника

Папа Франциск косвенно указал на возможного преемника

Станислав Минин

Кто будет управлять конклавом, если коллегия выборщиков соберется в скором будущем

0
15438

Другие новости