Печальные перемены в Католической церкви происходят в резонансе с трансформацией мирового порядка. Фото Reuters
Рано утром 21 апреля ушел из жизни 266-й папа Римский Франциск (урожденный Хорхе Марио Бергольо). Ему довелось принять ограниченное участие в пасхальных богослужениях 20 апреля. Ныне торжества Воскресения Христова совпали по времени у западных и восточных христиан. Франциск возлагал на символизм этого события большие надежды, возможно, считая его прообразом будущего нового согласия между мировыми державами и цивилизациями. Он успел увидеть отблеск своих чаяний в пасхальном перемирии между Россией и Украиной, однако после его смерти мир остается в состоянии глобальной турбулентности и конфронтации. Последним публичным деянием понтифика оказалась аудиенция для вице-президента США Джей Ди Вэнса, убежденного католика, при этом придерживающегося взглядов, противоположных идеям прогрессистского глобализма Римской церкви эпохи папы Франциска.
«Сколько же воли к смерти мы ежедневно видим в многочисленных конфликтах, затрагивающих разные части света! Сколько же насилия часто проявляется в семьях, в отношении женщин и детей! Сколько презрения порой изливается на самых слабых, отверженных, мигрантов! – говорилось в последнем пасхальном послании «Граду и миру» папы Франциска. – Я хотел бы, чтобы мы снова начали надеяться на то, что мир возможен!» Свое обращение понтифик не смог зачитать самостоятельно.
И во время аудиенции в день Воскресения Христова, 20 апреля, принимая Джей Ди Вэнса, папа уделил американскому гостю только несколько минут и сказал лишь несколько слов. Было ли это признаком физической немощи? Или папа просто не мог не принять видного политика, но не пожелал оказать ему слишком большого благорасположения? Вице-президент США олицетворяет тот воинствующий и прямолинейный клерикализм, который папа Франциск пытался преодолеть с самого начала своего понтификата – 13 марта 2013 года. Понтификат первого папы родом из Нового Света был призван сделать Римскую церковь более открытой. Причем открытой именно третьему миру и исполненной сострадания к тем, кого прогрессистские умы считают наиболее угнетаемыми. Вэнс же олицетворяет ригоризм и мигрантофобию.
Спустя семь часов после этой встречи камерленго Римской церкви кардинал Кевин Фаррелл известил верующих: «Дорогие братья и сестры, с глубокой скорбью я должен сообщить о смерти нашего святейшего отца Франциска. Сегодня в 7 часов 35 минут епископ Рима Франциск вернулся в дом Небесного Отца». Теперь камерленго как местоблюститель Святого престола займется всеми организационными делами: похоронами почившего, содержанием дел Ватикана в порядке на время cede vacante, то есть «незанятого трона», а также подготовкой к конклаву – выборам нового главы Римской церкви.
С понтификатом Франциска связывают множество реформ в управлении церковью, и одна из них уже скоро будет воплощена в церемониале. В соответствии со своей концепцией упрощения церковной жизни папа Бергольо сделал ритуал прощания с понтификами более скромным. Раньше пап хоронили в трех гробах и выставляли на постаменте в соборе Святого Петра в Ватикане. Однако в декабре 2024 года Франциск распорядился, по сообщению католического официоза, оставить для усопшего понтифика лишь простой деревянный гроб и отменил церемонию прощания на постаменте. Это будет воплощено в его похоронах. И погребут папу Бергольо не в гротах главного католического храма мира, а в римской базилике Санта-Мария-Маджоре. Этот собор располагается в сердце итальянской столицы, и от базилики лучами расходятся улицы, пронзающие город. Таким образом, место захоронения папы «сострадающей народной церкви» будет символизировать главную идею его понтификата.
Но насколько реформаторство 266-го римского первосвященника изменило «кафолическую», то есть «вселенскую» церковь? К числу основных задач понтификата относят расширение коллегиальности церковного управления и открытость для участия в церковных делах мирян и женщин.
Франциск также ставил задачу сделать прозрачными ватиканские финансы. Большое внимание уделял миротворческим инициативам, утверждая, что уже много лет человечество ведет ползучую третью мировую войну.
Три года длился Синодальный путь – серия синодов католических епископов национальных церквей. Особенно бурно этот процесс проходил в Германии. Там даже заговорили об опасности новой реформации католицизма – настолько далеко немецкие иерархи зашли в своих чаяниях получить максимальную независимость от духовного центра в Ватикане. Именно из Германии пришли самые неоднозначные результаты этих совещаний, когда в СМИ стали циркулировать слухи о том, что Католическая церковь «разрешила однополые браки» (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ). На самом деле по итогам синодальных консультаций Ватикан в 2023 году принял декларацию о допустимости особой формы благословения однополых пар. Католические организации в разных странах разъясняли, что этим Римская церковь вовсе не признает нетрадиционные браки и не отходит от своего вероучения.
В Синодальном пути принимали деятельное участие миряне и женщины. До одобрения женского диаконства дело не дошло. Однако роль монахинь в административных делах увеличилась. В феврале губернаторство Града-государства Ватикан впервые возглавила женщина – монахиня Рафаэлла Петрини, а месяцем ранее префектом одного из куриальных ведомств назначили Симону Брамбиллу.
При Франциске многое пытались сделать для «отмывания» банка Ватикана от мутных схем и коррупции. Однако к закату понтификата духовный центр мирового католичества пришел кандидатом в банкроты (подробнее см. «НГ» от 06.03.25).
Мировое сообщество реагирует на вести о кончине папы Бергольо. Испания хотя и имеет левое правительство, но королевство остается христианнейшим, раз объявило трехдневный траур.
![]() |
Камерленго Римской церкви кардинал Кевин Фаррелл сообщил о смерти понтифика утром 21 апреля. Фото Reuters |
В контексте межцерковного диалога первым делом вспоминается историческая встреча папы Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла в аэропорту Гаваны 12 февраля 2016 года. Духовные лидеры выпустили совместную декларацию, где говорилось, что эта «встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос».
Однако в 2025 году «экуменическое» празднование Пасхи задумывалось Ватиканом как единение прежде всего с Константинопольским патриархатом, с которым РПЦ разорвала евхаристическое общение. Таким образом, с 2016 года не только западное и восточное христианство не обрели значимой солидарности, но и внутри православия произошел раскол.
После февраля 2022 года папа Франциск не дал вовлечь себя в альянс антироссийских сил и старался сохранять возвышенный нейтралитет. Он неоднократно делал попытки выступить посредником между Москвой и Киевом, готов был посетить обе враждующие столицы. Однако по разным причинам такие визиты не состоялись. В случае России противодействие, как считается, оказывал Московский патриархат.
После этого миротворческая миссия Ватикана спустилась на уровень ниже, понтифик назначил спецпосланников. В случае Москвы это кардинал Маттео Дзуппи. В конце концов усилия католиков свелись к обмену несовершеннолетними беженцами между Россией и Украиной и обмену военнопленными. Но и здесь более значимую роль сыграли, кажется, такие посредники, как власти Объединенных Арабских Эмиратов.
В своих попытках взаимодействовать с Россией и в то же время не выбиться из контекста западного мира Франциск делал иногда неуклюжие заявления. Он неоднократно выражал восхищение русской культурой, но однажды противопоставил русский народ чеченцам и бурятам, что вызвало немалый скандал.
С тех пор как из трубы Сикстинской капеллы в 2013 году воскурился белый дым, возвещающий «Habemus papam!», многое в мировой политике унес ветер перемен. Тренд на открытый мир, сострадательный к слабым и бедным, стремящийся к уравниванию возможностей, сменился на стремление стран к герметичности, а обществ – к элитаризму. Начиная с пандемии ковида в 2020–2023 годах цивилизация от глобалистического идеализма развернулась к меркантильному национализму. «Прекрасный новый мир» в лице Джей Ди Вэнса явил себя папе в его последние мгновения.
В новом мире философия «францисканского» понтификата превращается в анахронизм. Вероятно, поэтому после известий о смерти Бергольо начались гадания о возможных преемниках, и большинство склоняется к тому, что время экспериментов прошло. Святой престол должен занимать респектабельный папа европейского происхождения с умеренными взглядами вроде госсекретаря Ватикана Пьетро Паролина или Маттео Дзуппи.
Но даже и эти гадания не были первой реакцией на кончину Франциска. Первое, что пришло в голову комментаторам, когда по соцсетям стали разлетаться сообщения ватиканского камерленго, – это апокрифическое пророчество архиепископа Малахии, якобы сочиненное в XII веке. По подсчетам любителей тайн мироздания, Франциск должен был стать последним или предпоследним понтификом перед концом времен. Возможно, многие вспомнили и про «небесные знаки», сопровождавшие избрание и первые дни понтификата Франциска: молнию, ударившую в шпиль собора Святого Петра, и голубя мира, выпущенного новым папой и тут же атакованного невесть откуда взявшимися чайкой и орлом. Голубь, правда, сумел вырваться и улететь.
Мистицизм неспроста сопровождает церковные перемены в то время, когда весь мир переживает глобальные преобразования. История папства знает подобные периоды. Такое случалось, скажем, в эпоху барокко второй половины XVI века. Старый стройный миропорядок, которые в ту эпоху был сосредоточен в Европе, крошился в жерновах Реформации и католической Контрреформации. Эти процессы сопровождались Тридцатилетней войной, крушением всемирной Священной империи, деградацией идеи универсального гуманизма.
Аугсбургский мир зафиксировал новый мировой порядок сосуществования и формирования национальных государств. Тогда же возник девиз «Чья власть – того и вера». Римская церковь, имея за плечами двухтысячелетнюю историю, помнит эти сравнительно недавние времена и, думается, выработала способность реагировать на подобные исторические вызовы.