Тайвань – это большой остров, расположенный недалеко от южного побережья Китая. И живут здесь те же китайцы, и даже официальный язык, как и на материке, – мандаринский. Однако местные жители строго зовут себя тайваньцами и говорят, что в отличие от «коммунистического строя» на материке у них на острове настоящая демократия. Но не будем вдаваться в обсуждение политических проблем, хотя стоит заметить, что остров официально признан суверенной «Китайской республикой (Тайвань)» лишь двумя латиноамериканскими государствами; правда, при этом входит в шестерку «азиатских тигров». Вообще-то тайваньцы шутят: «У нас нет бедных людей. Есть богатые и очень богатые».
Весьма неожиданным выглядит неподдельный интерес тайваньцев к русской литературе. Как рассказал мне директор Литературного музея Пушкина Евгений Богатырев, пару лет назад на одном из мировых музейных форумов представители Минкульта Тайваня выразили горячее желание провести в своей стране представительную выставку русской литературы. «Культура, – говорит Богатырев, – вне политики. Для нас, для всех музейщиков мира, все люди, все страны равны. И когда возникают такие инициативы, мы все всегда поддерживаем друг друга».
Наша сторона сразу согласилась на это предложение. Тайваньцы сами отобрали из десятков предложенных мемориальных музеев России три наиболее им приглянувшихся. Выбор пал на Музей Пушкина в Москве, Музей Толстого в Ясной Поляне и Музей Шолохова в станице Вешенской. Сами определяли, какие экспонаты будут для них наиболее предпочтительны, сами все оплачивали. Наконец, сами разработали дизайн экспозиции, которая сначала была открыта на юге острова – в городе Тайнань, в огромном здании Национального литературного музея Тайваня, а в январе еще на два месяца переедет на север, в столицу Тайбэй.
Как выяснилось, тайваньцы по-иному смотрят на построение таких экспозиций. «Для нас, например, характерно любование предметом, – сравнивает Евгений Богатырев, – мы стараемся на своих экспозициях мемориальных предметов, связанных с литературой, всегда все делать красиво. Поэтому для нас это был своеобразный урок. Для тайваньцев не все красивое является интересным и важным. Вообще, как известно, красота для Востока – вещь вторичная. Внутреннее содержание вещи – вот что главное. Внешняя же оболочка, форма им не столь интересна. Глядя на предметы, эти люди чувствуют что-то иное».
Открытие показало, что зрители – в восторге, жизнь и творчество русских писателей заинтересовали толпы любителей. А директора всех тех литературных музеев, участвовавших в открытии российской выставки, – Евгений Богатырев, Владимир Толстой, Александр Шолохов, – говорили о том, что подобные взаимоотношения являются нормальной международной практикой по подготовке выставочных проектов. До сих пор, правда, все они были связаны с Европой. Тайваньский же почин оказался совершенно эксклюзивным. Возможно, этот опыт откроет новые культурные горизонты для всего мира.