0
4188
Газета Факты, события Интернет-версия

02.08.2007 00:00:00

«Под восторженной землей пусть горит мое окошко!»

Тэги: губанов, поэзия


Стихи Леонида Губанова – как секретное оружие, взрывают русскую поэзию изнутри. Именно поэтому, думается, он был неугоден официозной советской литературе при жизни, именно поэтому творчество Губанова продолжают замалчивать и после его смерти. Книги поэта начали выходить спустя многие годы после его преждевременной загадочной кончины, что нехарактерно даже для самых запрещенных советской властью поэтов. Почти всех напечатали сразу же с началом перестройки – пусть неполностью, не всё, но напечатали. Стихи Губанова шли к читателю слишком долго. Один из самых известных поэтов Москвы 60-х годов прошлого века, основатель легендарного «СМОГа» («Самого Молодого Общества Гениев»), сегодня Губанов – тайная легенда. Его имя мало кому знакомо из читателей постперестроечного поколения. И это при том, что некоторые коллеги и критики называют Губанова гениальным поэтом XX столетия.

И все же вечера, посвященные поэзии Губанова, по-прежнему собирают в Москве удивительно большое число слушателей. Очередной такой вечер состоялся в день рождения Леонида Губанова, 20 июля, в литературном салоне «Булгаковский дом». Идея проведения вечера принадлежала певице Елене Фроловой, актрисе Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. А сам вечер был подготовлен при активном участии вдовы поэта Ирины Губановой, которая уже много лет не просто хранит, но – возвращает память о Губанове читателям. Благодаря ее усилиям вышли две книги поэта, проводятся вечера его поэзии.

Открылся вечер стихами в исполнении самого Леонида Губанова: «А если лошадь, то подковы,/ что брызжут сырью и сиренью,/ что рубят тишину под корень/ непоправимо и серебряно./ Как будто Царское Село,/ как будто снег промотан мартом,/ еще лицо не рассвело,/ но пахнет музыкой и матом┘» Очевидцы вспоминали, что читал Губанов с такой энергетикой, что вмиг завораживал слушателей. Слава богу, сохранились записи его голоса. Вот бы выпустили диск с записями стихов Губанова в его исполнении!

Выступали на вечере друзья и коллеги Губанова по «СМОГу» – Аркадий Пахомов, Владимир Сергиенко. Тепло говорили о Губанове Константин Кедров, Слава Лён и другие.

Казалось бы, стихи Губанова невозможно положить на музыку. Их и с листа-то читать порой непросто. Но песни на стихи Губанова начал писать еще в 60-х его друг Владимир Бережков, а продолжили уже в наше время. Елены Фроловой на вечере, к сожалению, не было, хотя в качестве коды вечера прозвучала именно ее песня на стихи Леонида Губанова, а вживую пели Владимир Бережков, Александр Деревягин и Виктор Попов. И многочисленная публика просила их петь еще и еще.

«Отыграли злые зимы, крышка, мат!/ Наступай, невыразимый, шалый март!/ За душою ни наследства, ни кола./ Я, как Новгород, – в одних колоколах┘/ Марта, девочка затопленной Руси,/ Не бросай меня, открой меня, спаси!/ Я – как Новгород – крестами теребя,/ буду зовом, буду звоном для тебя┘»

Леонид Губанов скончался в хрестоматийном для поэта возрасте – 37 лет. Он много писал и в юности, и в зрелом возрасте (в зрелом – для отмеренного ему срока жизни). И если ранние стихи знали и помнили многие его друзья, то «позднего» Губанова многие из них открыли для себя только с выходом книги «Я сослан к Музе на галеры┘». Об этом говорил на вечере Владимир Сергиенко. Он отметил, что поздние стихи Губанова оказались для него настоящим открытием, в частности, тем, что они ничуть не хуже ранних. Некоторые теперь даже яростно спорят: какой Губанов гениальнее – ранний или поздний? Зато само слово «гениальный» никакой из сторон не оспаривается. Стоит ли рассуждать о том, что мог бы написать Губанов (читай – Пушкин, Лермонтов, Гумилев, Маяковский, Есенин и т.д.), если бы прожил дольше? Каждому отмерен свой срок. Не стоит плакать над мертвыми, ибо они прошли свой путь. Читайте – «В начале было Слово┘» или хотя бы вот это: «Здравствуй, осень – нотный гроб,/ Желтый дом моей печали,/ Умер я – иди свечами,/ Здравствуй, осень – новый грот┘/ Умер я, сентябрь мой,/ Ты возьми меня в обложку,/ Под восторженной землей/ Пусть горит мое окошко!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
604
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
611
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
492
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
317

Другие новости