0
1665
Газета Факты, события Интернет-версия

14.02.2008 00:00:00

«Пишут-то хорошо, но не понятно зачем┘»

Тэги: немзер, итоги


Как ни пытаются «упразднить» Немзера – все не получается. А потому – какие литературные итоги без Немзера?..

– Андрей Семенович, помнится, в предисловии к «Дневнику читателя» за 2006 год вы писали, что никаких тенденций в прошедшем (уже позапрошлом) году отметить не можете. А в 2007 году?

– Того меньше. Сегодняшнее состояние русской литературы мне не нравится. Мне кажется, что годами навязываемый тезис «мы загибаемся» наконец стал правдой. Что неудивительно: если постоянно себя хоронить, то когда-нибудь похоронишь по-настоящему.

– Но, может быть, вы кого-то для себя открыли, какое-то новое имя?

– Назову только Маргариту Хемлин, хотя и ее нельзя назвать «открытием», у нее была хорошая подборка рассказов в 2005 году. Но две новые повести, появившиеся в «Знамени», – «Про Берту» и «Про Иосифа» – доказали, что мы имеем дело с большим писателем.

– Что же, все остальные стали хуже писать?

– Нет, большинство писателей, что на слуху, хорошо пишут. Может, лучше было бы, если бы писали похуже┘

– Почему?

– Потому что пишут-то хорошо, но не понятно зачем. Как сказано в прекрасном стихотворении Пастернака, «талантов много, духу нет». В поэзии, кстати, это еще ярче проявляется.

– Растет энтропия?

– Не знаю. Вижу, что писателям не хватает человеческого опыта. Поймите правильно, я не про Чечню, бомжевание или нефтедобычу говорю. Я про опыт внутренний. Ни у кого не вызывает вопроса, зачем Пушкин написал «Капитанскую дочку». А вот зачем Дмитрий Стахов написал «Генеральскую дочку» (которая ремейк «Дубровского»), я понять не могу. И по прочтении изрядной части современной прозы упираюсь в тот же вопрос: зачем?

– Строчкогонство?

– Нет. То есть, конечно, и оно встречается, но не о бездарях же речь. Недурным людям кажется, что им есть о чем поведать. Инфантильного желания «выговориться» и некоторых стилевых навыков, оказывается, достаточно для того, чтобы выдать роман. И быть привеченным. Успех Александра Иличевского показателен. Откроем любой его опус – каждый фрагмент не без шарма. Но к чему эти красоты? Да так захотелось! Никаких иных посылов для сочинения «Матисса» я не вижу. Никакой сверхзадачи. И публику эта заверченность ради заверченности вполне устраивает. Так легче. Тем более что формально с «добрыми чувствами» там все в порядке. И с духовными сложностями тоже.

– Меня всегда интересовало, кого из коллег-критиков вы цените за высокое качество их текстов?

– С интересом читаю всех, кто не бросил писать о новейшей словесности. Сколь угодно резкие эстетические и идеологические расхождения или личная неприязнь тому не помеха. Легко могу назвать с полсотни имен, но ведь обязательно кого-то важного забуду. Поэтому буду краток. В августе 1991 года (сразу после провала путча) тьму сочинителей приняли в Союз писателей СССР. Заодно и меня, хотя я (как и еще кое-кто из удостоившихся этой чести) прежде вступать в союз не собирался. Ответить на этот добрый жест отказом я не хотел. Тут, однако, выяснилось, что для соблюдения порядка все же нужны две рекомендации. Я попросил их у Ирины Роднянской и Сергея Чупринина. Если от меня еще когда-нибудь какие-то рекомендации (не дай бог) потребуют, к ним же и обращусь. Авось не откажут. Еще – да простят меня остальные коллеги (в том числе друзья) – назову только двух саратовцев: Сергея Боровикова, бывшего главного редактора удивительного журнала «Волга», и Романа Арбитмана, чьи статьи о «жанровой» литературе (детективах, фантастике и прочем), по-моему, целят гораздо дальше объектов. Долгожданный выход книги Арбитмана «Поединок крысы с мечтой» стал для меня праздником.

Повторюсь: любопытно читать всех. В том числе условно молодых. Включая Льва Данилкина. Это его все тянуло меня «упразднить». А у меня к младшим коллегам претензий и каверзных вопросов нет. Кроме, пожалуй, одного: почему они так свято верят в свою «новизну», в качественное отличие от старших? Ведь в сущности такие же критики, как те, что работали сто или десять лет назад.

– Вы будете писать о книге Данилкина «Человек с яйцом»?

– Не буду. Читал. Слог фигуристый. Взгляд бедный. Автор худо представляет себе позднесоветский литературно-идеологический лабиринт. Он чуть тронул материал, порушил дубоватую («как бы либеральную») схему, соорудил столь же плоскую и столь же фиктивную конструкцию и полагает (может, искренне) себя первооткрывателем. Книга его четко показывает, сколь много работы ждет тех, кто всерьез займется русской словесностью второй половины ХХ века.

– В своих статьях вы по-прежнему уделяете много внимания литературным премиям┘

– Я работаю в газете и обязан описывать «знаковые» события. Вовсе отбросить премиальные сюжеты должность не позволяет. Сокращаю их присутствие как могу, но иные (Букер, «Большая книга», премия Солженицына, «Поэт») никак не минуешь.

– Какое влияние, по вашему мнению, литературные премии оказывают на литературный процесс в последнее время?

– Никакого. В начале 90-х Букер играл важную роль – это был едва ли не единственный внешний повод для разговора о литературе, для представления публике писателей, вдруг потерявших читателей. Теперь положение изменилось. Но у «премиального вопроса» есть и другая сторона. Давно сформулировал и не устану повторять: лучше дать деньги даже среднему писателю, чем оставить в отличном банке. Конечно, премии рождают ревность, зависть и вражду, но они и без премий бы цвели столь же пышным цветом. А так хоть кто-то с профитом.

– Вы согласны с тем, что серьезный критик не может сформироваться вне рамок толстого журнала?

– Мой опыт свидетельствует об обратном. Меня всю дорогу бранят за приверженность к «толстякам». А их редакторы – за то, что там почти не печатаюсь. То есть в 90-х кое-какие публикации были, но и тогда немного. Критики, что старше меня на десять и более лет, действительно формировались в толстожурнальной среде. (Вровень журналам в 1970–1980-х стояла «Литературная газета», где публиковались и весьма объемные статьи и рецензии.) Если уж искать необходимое условие результативной (осмысленной) работы критика, то это серьезный филологический бэкграунд. А работать с толком можно везде. И без толку тоже везде.

– Может, вас не устраивает низкая оперативность толстых журналов?

– Нет. Просто я много пишу в газете. А когда высвобождаюсь, берусь за привычное дело свое – историко-литературные штудии. В последнее время с огромным удовольствием занимался Самойловым, Солженицыным, Алексеем Константиновичем Толстым. И всей прочей русской словесностью, для лекций и для себя.

– Если бы вам пришлось периодизировать постсоветскую литературу, по какому принципу вы бы это сделали?

– Я не люблю классификаций и периодизаций. По-моему, с середины XVIII века, когда стала доминировать личность художника (и его индивидуальная творческая стратегия), ничего особенно нового в словесности не случилось. А мы хотим, чтобы каждый год новая эпоха открывалась. Кроме того, я на дух не переношу пересудов о «поколениях». В начале 90-х писал об опасном соблазне «поколенческого шовинизма». Любая генерация неоднородна. Я счастлив, что в моем поколении есть прекрасные поэты (Марина Бородицкая, Тимур Кибиров, Вера Павлова, Владимир Салимон) и прозаики (Марина Вишневецкая, Андрей Дмитриев, Ольга Славникова, Алексей Слаповский, Сергей Солоух), блестящие критики (Александр Агеев, Роман Арбитман, Александр Архангельский) и филологи (Михаил Безродный, Сергей Зенкин, Андрей Зорин, Вера Мильчина, Алексей Песков, Константин Поливанов, Олег Проскурин) и множество иных достойных людей. Но в нем же прописаны такие мерзавцы, которых и вспоминать противно. Да, людям свойственно дружить со сверстниками. Я не исключение. Но это не мешает мне дружить с теми, кто старше или моложе, искренне восхищаться тем, что делают настоящие мастера, сколько бы лет им ни исполнилось. Один из самых значимых для меня сегодняшних писателей – Леонид Генрихович Зорин, чьей творческой силе могут только завидовать куда более молодые авторы. Любую литературную ситуацию определяет не одно поколение, а несколько. Важно, чтобы их представители умели слышать друг друга. Крики же о «новом поколении» используются, как правило, для «вознесения» узких и агрессивных группировок. Часто эфемерных.

Если уж очень нужно как-то периодизировать постсоветскую литературу, то скажу просто. Были 90-е, которые я по-прежнему считаю «замечательным десятилетием». Тогда доминировало настроение «возможно все». (И хоронили-то словесность в ту пору играючи, не слишком веря в серьезность произносимых слов.) Второй период – нынешний, его слоган: «невозможно ничего».

– Часто приходится слышать, что вы не приемлете литературные эксперименты и любите только вещи, написанные ровненько и гладенько. Это так?

– Нет. «Гладенькое» не люблю так же, как и «экстравагантненькое». Как любую вторичность. А сказки о себе я слышал разные. Мы, критики, и друг друга (а не только поэтов и прозаиков) часто читаем замутненными глазами. Видим не то, что коллега высказал, а то, что, по нашему загодя готовому мнению, он должен был провозгласить. Писали, к примеру, что нет у меня убеждений. По-моему, убеждения у меня есть и разглядеть их совсем не трудно. Десять заповедей и Нагорную проповедь никто не отменял. Вопрос о ценности свободы обсуждению не подлежит. Незыблемая шкала ценностей (в том числе эстетических) существует. Остальное – конкретика моих статей и рецензий.

– Вам нравится книга Михаила Лифшица «Кризис безобразия»? Не с этих ли позиций вы отрицаете Сорокина и Пелевина?

– Не помню, читал ли этот труд, но вообще пещерный антимодернизм никогда меня не привлекал. Пелевина я «отрицаю» в той же мере, что и Салтыкова-Щедрина. По-моему, оба не художники, а фельетонисты (публицисты) мизантропической складки, завязанные на сиюминутности, брюзгливо судящие об истории, не видящие на небе звезд, втайне сентиментальные, страшно хотящие всем хамить и всем нравиться, вполне преуспевшие в этом деле (обыватель любит, когда в него плюют, продвинутый обыватель – тем паче), блестящие в «частностях», клевещущие на мир и человека – в целом. Щедрин в конце концов написал «Господ Головлевых», книгу крепко связанную с его прежними сочинениями, но иную, не глумливую, а по-настоящему страшную, неотменимо вошедшую в состав русской литературы. Может, и Пелевин в писателя вырастет. О «культовом» Сорокине (и всех ему подобных) писал токмо по долгу службы. Поскольку сейчас я не «при исполнении», распространяться на сей счет не буду.

– И последний вопрос. Когда мы увидим «Дневник читателя» за 2007 год?

– Книга сдана в издательство «Время», которое я очень люблю. Не только за то, что там вышли мои «Памятные даты» и четыре «Дневника┘», но и за царящий там дух «служения» русской литературе, благодаря которому там постоянно выходят книги наших лучших поэтов, прозаиков, публицистов, критиков, историков и других сочинителей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1524
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
753
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3918
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3029

Другие новости