Паломники. Евгений Камбалин
8 октября в Воронеже открылась первая в истории города художественная выставка, посвященная Соловецким островам – «Русский Тибет». Посетители, не знакомые с творчеством художника Евгения Камбалина, на открытии выставки были обмануты. Те же, кто о нем слышали, догадывались, что Соловков в традиционном прочтении не увидят. В-общем, так и вышло – пафосного разговора со зрителем о религии и грозной истории архипелага не состоялось. Сам Камбалин характеризует свою выставку просто: «Я с ужасом думаю, что где-то это даже и не похоже на Соловки».
«Русский Тибет» удивляет. Действительно, многие из посетителей выставки признавались, что ожидали чего-то в пастельных тонах, приглушенно-тихого, смиренно-робкого. Однако увидели отрывисто-экстатичные мазки, яркие, насыщенные цвета, соседствующие рядом насыщенно красный и ультрафиолетовый, весело-голубой и солнечно-желтый. Природа на картинах Камбалина будто в весеннем кличе несется куда-то, все элементы полотна словно двигаются, спешат, толкаются. Кажется, что лейтмотивом отдельных картин является песня группы «АукцЫон» «Все вертится». Все действительно закружилось в этом странном хороводе, вокруг острова, монастырей и церквей. Однако есть и тихие, шепчущие картины, где художник теми же насыщенными цветами передал великое паломническое таинство. На картине «Паломники» – три старушки в белых платочках, стоящие в ряд на переднем плане. Смиренно сложены руки, втянуты шеи, а на небе звезды и вокруг тишина. Тишина, которую художник сумел «нарисовать».
На религиозной теме намеренно не делается акцент, что на первый взгляд кажется вызовом – разве на Соловках церковь не главное? Художник же здесь видит не религию в общепринятом смысле, а наивную, почти первобытную веру, которая хранится в воздухе, море, низком синем небе. В утопающих в слезах Соловках художник увидел почти лубочную религию-радость, религию-утешение и религию-подъем.
Многие называют Евгения местной сенсацией – способный работать и в рамках суперсовременных эпатажных перфомансов (например, прошлогодняя акция «Тело неопознано – жизнь продолжается»), и в классической вдумчивой манере Левитана и Репина. Камбалин абсолютно бескомпромиссен в своем творчестве, пишет как истинный экспрессионист до полного истощения и полупомешательства. И заодно не врет себе и публике. Чем зарабатывает ее любовь. Однако сам Евгений ждет, когда его начнут ругать. Именно тогда, по его словам, начнется все самое главное на его творческом пути.