На экране – Алексей Парщиков, в зале – его друзья.
Фото Анатолия Степаненко
В Центре современного искусства «Винзавод» прошел вечер памяти Алексея Парщикова, приуроченный к сорока дням со дня смерти поэта. Считается, что на сороковой день душа умершего прощается с землей. Вот и поэтическая Москва в этот день прощалась с поэтом. Этот, уже второй вечер в столице, собрал более трехсот человек. Организатор вечера Ольга Свиблова и ведущий Андрей Коровин видели его как вечер чистой поэзии – выступающим предлагалось только читать стихи Парщикова и стихи, обращенные к нему, не отвлекаясь на воспоминания и размышления. Однако все выступавшие так или иначе говорили и о личности, и о поэзии ушедшего, вспоминали свое с ним знакомство. В заявленном списке выступающих было около сорока человек, однако даже за три с половиной часа без перерыва некоторые, к сожалению, так и не успели выступить.
Прозвучали аудиозаписи авторского чтения стихов, были показаны фрагменты его видеозаписей работы Нины Зарецкой, фильм Тимофея Парщикова «Лиман» и фотоработы ушедшего от нас поэта. По словам Свибловой, зачитавшей отрывки из эссе Парщикова о фотографии, в полной мере наделенный интуицией, он сам был фигурой интуиции и видел в фотографии современный театр. На вечере выступили Евгений Бунимович, Евгений Попов, Владимир Тучков, Татьяна Арзамасова, Игорь Нарыжный, Александр Самарцев, Юрий Проскуряков, Данила Давыдов, Елена Рюмина и др.
Константин Кедров рассказал, что уже в 1974 году понимал, что Парщиков – великий поэт. Главное в метаметафоре, отметил Кедров, это воскресение; и именно так, конкретно, как ни у кого другого, она проявлена у Парщикова. Владимир Аристов зачитал выдержки из эссе «Пространство Парщикова» Игоря Ганиковского (Кельн), вводящее понятие «метачеловек» как посредник и промежуточное звено между Богом и человеком. Александр Давыдов подчеркнул, что непростая поэзия Парщикова еще не понята, но прояснится в посмертной судьбе. Валентин Никитин отметил, что предельная рациональность сочеталась у Парщикова с мистическими откровениями, и рассказал, что первым, в журнале «Студенческий меридиан» в 1974 году, опубликовал стихи Парщикова.
По мнению Светланы Васильевой, Парщиков был культурным героем, существующий даже в отсутствие культурной среды, она сравнила поэта с Персеем, через объектив фотоаппарата как через зеркальный щит смотрящим на ужасы мира. Евгений Никитин, издатель последней книги Парщикова, отметил, что для молодого поколения поэтов его стихи – тексты с утерянным ключом. Павел Жагун привел слова Джона Кейджа, одного из любимых композиторов поэта, о том, что настоящее искусство в корне меняет взгляд на искусство вообще. Юлия Скородумова отметила, что Парщиков не умел писать плохо, в каждом его стихотворении – неожиданность, насыщенность, парадокс. Дмитрий Дмитриев присоединился к тезису о непрочитанности и непонятости Парщикова, подчеркнув, что в его стихотворениях видели скорее фокус, чем содержание.
В завершение вечера в аудиозаписи прозвучало авторское чтение стихотворения «Деньги».
Ожидается, что в ближайшее время в Москве пройдут еще как минимум два вечера памяти поэта.