0
1392
Газета Факты, события Интернет-версия

02.07.2009 00:00:00

Душевная география

Тэги: строцев, презентация


строцев, презентация Дмитрий Строцев – полпред Белоруссии в российской поэзии.
Фото Марии Штох

В клубе «Улица ОГИ» прошла презентация первой российской книги минского поэта Дмитрия Строцева «Бутылки света». Она выпущена издательским проектом «Русский Гулливер». Фактически эта книга – избранное; стихотворения, открывающие ее, датируются 1985 годом, но если считать вместе со сборниками, изданными в Минске, то «Бутылки света» для Строцева – пятая книга.

На презентации были многие известные поэты: Дмитрий Кузьмин, Дина Гатина, Данила Давыдов, Света Литвак, Сергей Соколовский, Марианна Гейде, Геннадий Каневский, Федор Сваровский, Михаил Кукин, Константин Кравцов, Наталия Черных, Данил Файзов. На вечере почти каждый поэт, выходя к микрофону, читал полюбившиеся ему стихи Строцева, а затем свои.

Андрей Тавров, главный редактор поэтической серии «Русский Гулливер», сказал, что издательство привлекают авторы, пишущие в традиции «священного безумия», то есть способные перерасти рамки индивидуальности и стать выразителями надличного смысла. И выход первой российской книги Дмитрия Строцева именно в этом издательстве, конечно, закономерен – ведь в его поэтическом мире все перемешано: фольклорные мотивы, авангардизм, классика, лирика и ирония. Их фокус, их внутренний центр – в удивлении. Нередко в стихах Строцева не остается даже и первого лица, а один только преображенный удивлением мир – растянутый или укрупненный, с изменившимися пропорциями или неведомыми качествами. «я сохранил бутылки света/ в саду стоят бутылки света/ теперь толпятся на окне/ теперь играют на стене┘»

На обложке книги – фрагмент старинной географической карты. Таково оформление всей поэтической серии «Русского Гулливера». В этом можно увидеть намек на открытость поэтических границ, на потребность обозначить свою нишу в литературном пространстве, а то и на масштабы идей и замыслов «Гулливера». Но в случае со Строцевым географическая карта приобретает особую символику. Дмитрий Кузьмин на вечере говорил о нем как о полпреде Белоруссии в российской поэзии, хотя Строцев всегда писал и пишет только на русском языке, неотторжим от истории русского стиха. И вся его белорусскость, та главная точка, где заметно и явно его отличие от «московских», – в неравнодушии к социальным вопросам, в жажде высказаться там, где все другие предпочитают помалкивать.

А в остальном нет и следа никакой местной принадлежности. Поэт как гражданин мира? Да нет, скорее как тот, кто способен открывать душевную географию – осваивать и создавать карты для тех пространств, что живут внутри нас и оказываются подлинным местом действия. У Строцева зачастую это – небо: «Я, выйдя в небеса,/ Увидел в небе сад./ Как мне теперь назад/ Вернуть мои глаза?»

Камни и воздух – из самых устойчивых строцевских образов и метафор. Воздух, небо можно, оказывается, отыскать и под камнями. Воздух в его стихах плодоносит, как камень-земля, и одаряет такой же надежностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
493
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
483
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
417
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
562

Другие новости