Игорь Белый мечтает, чтобы "Бу!фест" длился круглый год.
Фото автора
Второй фестиваль вольных издателей «Boo: буквы, звуки, цацки» («Бу!фест») прошел в Галерее на Солянке. Причем не только в подвальных помещениях, как в первый раз, в августе прошлого года, – куда нужно с опасностью для жизни спускаться по скользким (под мрамор) ступенькам, то есть в «катакомбах», – а и в пристойном бельэтаже.
Словосочетание «вольные издатели» в первый момент удивляет и заставляет представить себе нечто «под парусами, в тельняшке, даже в треуголке»┘ Тем не менее, присмотревшись и прислушавшись, понимаешь, что вольные – это просто маленькие издательства.
Как утверждают организаторы, его цель – «обеспечивать доступ читателей к книгам». А для этого нужно быть «независимыми от так называемых сбытчиков». Малых издательств на 2-м фестивале собралось около 50, и они, как могли, обеспечивали доступ.
Книги, лежащие на столах участников фестиваля, – своеобразные, умные, душевно любимые ими, выпестованные, изысканно (а не вызывающе броско) оформленные. Продавать такие книги трудно, а часто и просто невозможно. Тот, кто решается на издание подобной литературы, вовсе не рассчитывает на большие (и даже средние) деньги. То есть он воистину вольный издатель. Если понимать вольность как полное отсутствие стремления к прибыли...
Кроме книг на столах здесь были картины на стенах (например, Евгения Ганнушкина); уцелевшие экспонаты сгоревшего народного музея из «дома Муромцева», посвященного Венедикту Ерофееву и Ивану Бунину; различные дизайнерские изыски: держатели и подставки, закладки, фенечки – то есть цацки. Проходили презентации, семинары, концерты. В частности, и вольные тельняшки возникали тоже – на презентации издательства «Красный матрос»; свои новые книги представил бравый и весьма опытный питерец Михаил Сапего, хорошо известный участием и в более крупных книжных мероприятиях.
На вопрос к одному из организаторов фестиваля Игорю Белому (издательство «Меморис») «С чего все началось?» был ответ: «Началось с того, что мне нравилось издавать книги». Довольно скоро поняв, что «так жить нельзя» – либо вкладывать очень большие деньги, либо вовсе не браться за это дело, что в одиночку пропадешь, – Игорь нашел единомышленников: Чеслава (у него издательство «ЧеБук») и Лина Лобарева (альманах «Конец эпохи»). Возникла идея Гильдии вольных издателей как некоего партнерства, или даже профсоюза, или даже маркетинговой ассоциации, а скорее центра взаимопомощи. Можно помочь коллегам со складом, с транспортом, с бухгалтерией – кто чем может. Ну и с созданием особой торговой точки, где продадут книги и от частных людей – без особых формальностей, без накладных.
Гильдию создали, провели уже второй фестиваль – что тоже немало! На нем придумали концепцию «Концептуальных книжных лавок». Как пояснил Игорь Белый, «это такой «Бу!фест», растянутый на целый год». А может, и постоянный.
Директор издательства и торгового дома «Летний сад» Андрей Белашкин подчеркнул, что здесь такой народ, который «хлебом не корми – дай издать». Понятие же «вольный» он интерпретировал так: более независимые, более радикальные, работающие с неожиданным форматом. Стоит обратить внимание, что «Летний сад» на отсутствие возможностей продаж не жаловался.
На сложности с распространением не жаловалась и Александра Дмитриева, главный редактор издательства «Китони»: «Какой смысл делать книжку, если ее не продавать?» Участников выставки она именует не «малыми», не «вольными», а «малышами» и полагает, что им стоит объединяться. Например, «просто банально взять на всех одну машину, отвезти книги в другой город, обрастать связями, открывать совместные лавки». «Представители «малышей» часто говорят: «Негде продавать, все покрыто крупными издательствами, нас никуда не пустят. А мы, мол, создаем уникальные книги, у нас – творчество... Но необходимо отрываться иногда от мягкого стула, не быть инертными. От этого творчества меньше не становится!»