Современные Дон Кихот и Санчо Панса.
Фото автора
Утро, в старинном доме Алонсо Кихано накрывают стол и ждут кого-то. И вот он буднично так приходит – небольшой, толстенький, усатый, правда, в джинсах и кроссовках. Это Санчо приехал! Стало быть, позавтракав, они с Дон Кихотом отправятся в путь. При этом все происходит вроде бы в наши дни┘
Это самое начало спектакля «Последний Дон Кихот» по одноименной пьесе Сергея и Марины Дяченко в театре «Без вывески» Северного округа Москвы. Режиссер – Мария Дроздова.
Писателям Сергею и Марине Дяченко театр близок. Марина окончила Киевский театральный институт, Сергей учился во ВГИКе, на сценарном. Они написали сценарий для экранизации повести Стругацких «Обитаемый остров», а сейчас работают над телесериалом по «Белой гвардии» Булгакова. В этом году вышла их книга «Магия театра». В нее вошли несколько повестей, рассказы и вышеуказанная пьеса. В 2000 году на сцене Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки в Киеве был поставлен спектакль по «Последнему Дон Кихоту». Стало быть, это вторая постановка. Дон Кихота в наших странах (в России и в Украине) любят. Наш театр о нем никогда не забывал – и «Человек из Ламанчи» с Зельдиным, и «Дульсинея Тобосская» Александра Володина┘
Сергей Дяченко заметил, что это пьеса «о давно забытых идеалах и идеализме». А зрителю может показаться, что на сцене идет настоящая битва, причем не с ветряными мельницами, а просто между женщиной и мужчиной. Между мужем и женой. Со стороны женщины – битва за мужчину: «Не уходи, останься!» Со стороны мужчины: «Я рыцарь, мне нужно в поход!» И тут женщина идет на подкуп и обман, мужчину дурят, и ему начинают мерещиться великаны, волшебники и лопасти гигантских вентиляторов. По первоисточнику, но в финале – в путь, чтобы защитить обиженных, отправляется женщина, а не мужчина. То есть и слава, и почести, и пинки – ей. В постановке же Марии Дроздовой в поход все же идет сам Дон Кихано. Сергей Дяченко говорит, что ему «психологически тяжко представить, чтобы мужчина оставался дома, а воевать отправлялась женщина, но он уступил обаянию и даже коварству соавтора-супруги и тайно страдал». Марина же уверяет, что для нее такой финал мало приемлем, о чем она честно сказала Дроздовой и всей труппе. Но и подчеркивает, что режиссер, безусловно, имеет право на такое видение пьесы.
С другой стороны – уж очень хорош актер Михаил Кувшинов – так и хочется сказать, что он прирожденный Дон Кихот. Да и Вячеслав Кошкин – очень даже симпатичный Панса.
Хороши мягкие, словно шершавое старое дерево, декорации, удивляют гобелены с портретами «Дон Кихотов» разных поколений и их превращение в некие «ужастики» в сцене видений Алонсо Кихано. Правда, несколько диссонируют с ними яркие, «телевизионные» ужасы, явно технического происхождения, возникающие на заднике сцены по ходу действия.
Дон Кихот все же отправляется в путь. Правда, представить себе, как они это собираются делать в современной Европе и кого защищать, – довольно трудно. Ну, предположим, что гастарбайтеров без регистрации┘ Не это важно. А важно, что на сцене – утро. И – Санчо приехал!»