04.04.2013 00:01:00
Брик без брака и без крика
Филолог и историк искусства Александр Парнис подарил конференции доклад об украинском конструктивизме.
Фото Анастасии Рыжовой
Конец марта в Московском университете печати им. Ивана Федорова, а также в библиотеке киноискусства им. С.М.Эйзенштейна и в Государственном литературном музее прошел под флагом международной научной конференции «Вторые Бриковские чтения: Методология и практика русского формализма». В ней приняли участие более 100 докладчиков из 20 стран мира. В течение пяти дней обсуждались ключевые идеи русской формальной школы, ее традиции и влияние на современные гуманитарные исследования, практику художественной словесности, визуальных и сценических искусств авангарда и современности. Проводимая в год 100-летнего юбилея русского формализма, конференция была посвящена 125-летию одного из ключевых его представителей – Осипа Брика.
Когда в 2009 году у московских филологов родилась идея небольшой конференции по звуковым повторам в стихе («Первые Бриковские чтения»), мало кто думал, что она превратится в крупный международный и междисциплинарный форум, а затем и в постоянно действующий проект коллективного исследования идей русской формальной школы в современном контексте. На Западе русский формализм не случайно называют просто «русской теорией», которая воспринимается как самое оригинальное течение отечественной гуманитарной мысли XX века.
«Вторые Бриковские чтения» открылись докладом ректора Университета печати Константина Антипова и приветствием первого биографа и библиографа Брика, ученого и литератора Анатолия Валюженича (Казахстан). В восьми секциях ученые разных направлений и школ говорили о методологии, научных инновациях и художественной практике русского формализма, о формах взаимодействия повтора, грамматики и ритма в стихе, парадоксах социального заказа и прагматике медиадискурса, творческом наследии Осипа Брика и русских конструктивистов, авангардных течениях в искусстве фотографии, кино и театра.
Значительными событиями конференции стали доклады Игоря Смирнова (Университет Констанца) об антиформализме в советском кино, Хенрика Барана (Университет Олбани, США) о Романе Якобсоне как хранителе научной памяти, выступления Анке Хенниг (Берлин), Рональда Вроона (Калифорнийский университет), Валери Познер (Париж). Лейтмотивом двух пленарных заседаний, стиховедческой секции и заключительного дня конференции стала идея ритма, движения и пластических форм в стихе, графике и фотографии, в кинематографе и танце в зеркале идей русского формализма и культуры авангарда и современного искусства. Эти идеи были представлены и развиты в пленарных докладах Сергея Гиндина (РГГУ) о методологии двух поколений теоретиков стиха, Маргарет Фёрингер (Берлин) о связи фотографии, фактографии и идей физиологии 1920-х, Марины Акимовой (МГУ им. Ломоносова), которая представила концепцию «Ритма и синтаксиса» Осипа Брика за пределами «Нового ЛЕФа», Сергея Ляпина и Игоря Пильщикова (Санкт-Петербург, Таллин) об идеях Брика в области художественного перевода, в докладах Георгия Векшина, связавшего детскую речь и звуковые повторы в поэзии, Роберта Ибрахима (Прага) о взглядах Яна Мукаржовского на звуковой повтор, Славы Ястремского (Пенсильвания), Виктора Мачея (Гданьск), Сергея Чугунникова (Дижон), Ольги Купцовой, Ирины Сироткиной (Москва), выступившей с докладом «Осип Брик и танец» и даже устроившей небольшой мастер-класс фокстрота в фойе Библиотеки киноискусства.
Последний вечер конференции прошел в Литературном музее в воспоминаниях об исследователе русского футуризма Владимире Маркове, которыми поделились в зале и за бокалом вина Александр Парнис, Евгений Белодубровский, Рональд Вроон, Хенрик Баран, Виктор Перцов.
Сергей Гиндин предложил рекламный слоган в духе 1920-х: «Брик без брака и без крика. Всем от мала до велика». Уже всерьез начали готовиться к Третьим Бриковским чтениям.
Комментарии для элемента не найдены.