Андрей Родионов и Александр Тимофеевский – двое из лауреатов 2012 года. Фото Елены Семеновой
04.04.2013 00:01:00
Мучительное удовольствие
Празднования Всемирного дня поэзии не стихают. Одним из традиционных мероприятий уже не первый год является вечер поэтов – лауреатов литературных премий. Проект «Культурная инициатива» собирает весь поэтический цвет прошедшего года. Выступление было разделено на две части – два вечера. По мнению организаторов, это самый оптимальный формат для события такого уровня – каждому автору предоставляется достаточно времени для неспешной читки своих текстов.
Первая часть состоялась в клубе «Дача на Покровке». В матовом полумраке, под теплым светом торшеров звучали стихи Максима Амелина (Бунинская премия, премия Александра Солженицына, специальная премия «Московский счет»), Ивана Волкова («Московский счет»), Владимира Салимона (Новая Пушкинская премия), Евгения Солоновича (премия «Мастер»), Евгения Бунимовича и Сергея Гандлевского (премия журнала «Знамя»). Участники преподносили в дар публике лучшие стихи, многие из которых уже не раз слышаны и любимы.
Любопытным показался рассказ Евгения Солоновича о его переводческой работе над сонетами римского охальника Джузеппе Джоакино Белли. Оказывается, Белли писал на транстеверинском наречии (романеско), и русского аналога для некоторых его выражений просто не существует. Для Евгения Солоновича переводить Белли было «мучительным удовольствием». Стихотворения Белли – театр одного или двух актеров, диалог простолюдинов, своего рода попытка создать памятник римскому простонародью XIX века. «Тут, брат… тем паче… ясно не пустяк…/ Добро бы дело… дело, так сказать, табак…/ Небось… ага… ну как тут без совета?» – поделился Евгений Солонович новым переводом текста Белли «Друг и советчик».
В конце первой части вечера Евгений Бунимович позабавил самолично выведенной формулой под неоднозначным названием «Искусство это жест/ь»: «Когда дюшан/ выставил писсуар/ это как известно/ было искусство (…)/ строго говоря/ с тех пор каждый раз/ подходя к унитазу/ необходимо прежде всего/ изучить контекст…»
На следующий день в клубе «Улица ОГИ» выступали Егор Сальников (Московский Слэм), Александр Курбатов (премия «ПирОГИ-Живая вода»), Андрей Родионов (Григорьевская премия), Александр Тимофеевский (премия Antologia, студенческая Волошинская премия), Мария Галина (премия фестиваля «Киевские лавры»). Григорий Кружков (премия Antologia), к сожалению, не смог посетить вечер. Александр Курбатов отступил от своего обычного амплуа, не стал исполнять душещипательную песенку про собачку, а порадовал текстом с нетрадиционной структурой: стихотворение «Лилипуты» перемежалось прозаическими вставками. А тем временем действо в зале оживлялось перформансом – слушателям было предложено выбрать, окунуть в чернила и поставить куда-нибудь печать с цитатой из поэтической классики, например из Блока: «Ты право, пьяное чудовище…». Вообще атмосфера второго дня во многом благодаря составу участников и экспериментаторской ноте их поэтик была менее академичной и более подвижной, свежей. И это касается не только экспрессивных выступлений Андрея Родионова и Егора Сальникова, но и, например, поэзии Александра Тимофеевского, который уже не раз «подрывал» аудиторию живым юмором и философией поэтических текстов, подкрепляя этот раствор недюжинным темпераментом. И в финале вечера показалось, что, несмотря на разницу стилей, поэты тасуются в колоды благодаря тонкой, неуловимой ноте внутреннего камертона – по типу «мучительного удовольствия».
Комментарии для элемента не найдены.