Поэтесса Екатерина Богданова сама похожа на птицу. Фото Елены Семеновой
В Библиотеке им. Добролюбова в рамках проекта «Литературные четверги в Добролюбовке» прошел весенний поэтический вечер «Сквогари прилетели». Выступали поэтессы Екатерина Богданова, Дарья Лебедева, Елена Семенова и Светлана Хромова.
Слово «сквогари» – это такой поэтический и отчасти весенний гибрид скворцов и огарей, и вот они как раз сейчас прилетели. Хотя прилетели не только они. Может быть, огари никуда и не улетали, но это уже не важно.
Просто они красивые. И кстати, Екатерина Богданова – большая любительница птиц – даже написала к вечеру (и прочитала) стихотворение про огарей: «Огарь птица яркая, бесспорно;/ Деловито шастает по льду./ Это вам не неверморный ворон,/ Глухо каркающий: «Больше не приду!» и там же: «Огарь, говорят, криклив, но моногамен,/ И гнездуется в могильниках порой./ Утки выбирают мужа сами:/ Селезень в любви – ни в клюв ногой».
У Екатерины, кстати, есть еще цикл «Про крылатую красавицу креветку» (вот такая странная креветка: ладно, красавица, это еще куда ни шло, но крылатая...): «Креветка зубом жадно клацкает и роется в мешочке с цацками». Как видите, это очень своебразная креветка, так что не стоит удивляться тому, что у нее еще и крылья есть.
По случайному (или не очень) стечению обстоятельств почти все выступавшие (кроме как раз Богдановой) работают/ работали в книжных и литратурных изданиях – «НГ-Exlibris», «Литературная газета» и «Книжное обозрение».
Елена Семенова сказала, что по случаю весеннего вечера решила почитать несерьезные стихи, коротенькие безделки. Среди них был, например, лимерик: «Пожилой алкоголик из Тушино/ Как-то понял – здоровье нарушено./ С одобренья друзей/ Отдал печень в музей, / Хоть какая, а все же отдушина» и зарисовка «Люблю мужчин усатых,/ Люблю бородачей,/ Кудрявых и очкастых/ Зачинщиков речей!/ Но коль приимет дело/ Изящный оборот,/ Всеместно наблюдаю/ Окладистый живот».
Светлана Хромова в противоположность Елене представила серьезные, светлые стихи, похожие на некое ангельское волхвование. В них были ощутимы тонкие колебания и пространство ее поэзомира: «Что ты ходишь по дому, как зверский зверь,/ Неумелое чудо природы?/ От каких дорог, от каких потерь,/ От кого ты желаешь свободы?/ Перечеркнут тобою вчерашний свет,/ Перевязана новая рана./ А тебе все конца и начала нет,/ Словно берегу океана». А в некоторых из стихов опять же были птицы: «Мир без любви, без войны – это не/ Может с тобой и со мной случиться./ Мне приснилось – истина не в вине,/ Я проснулась, а за окном синица./ Золотая грудка, черный глазок,/ Кем мне надо быть, чтоб опять родиться?/ Кушай, птичка, хлебушек, сахарок,/ Но не пой о том, что еще случится».
Дарья Лебедева в отличие от других участниц пишет верлибром. Она прочитала романтические стихи о Танжере: «Она говорила –/ вот бы бросить все и уехать в Танжер./ Почему в Танжер?/ Там тепло, и он похож на Париж./ Там дома с мансардами, пальмы на улицах,/ рядом пустыня Сахара,/ а в ней иногда, очень редко/ идет проливной дождь», а еще размышления о том, что увидит потомок, если раскопает наш «культурный слой»: «А вместо печатной машинки,/ вместо кипы черновиков/ знаменитым почерком –/ потрепанный ноутбук/ давно устаревшей модели:/ он помнит усталых рук тепло,/ усталых пальцев движение/ того, кто, вернувшись в девять/ с офисного безликого полигона,/ ощутил вдруг/ нечто вроде отчаяния,/ отчетливо понял –/ необходимо что-то еще:/ нужны прочные и живые, как дерево,/ слова, чтобы выжить в мире…»
Ну что ж, раз скворцы, огари, креветки и прочие крылатые красавицы прилетели, значит весна, в том числе для всех поэтов и поэтесс, наступила на самом деле. Остается заметить, что слушателей в тот день в библиотеке было на удивление много и они очень живо и дружелюбно принимали участниц.