0
2864
Газета Факты, события Интернет-версия

17.04.2014 00:01:00

Крики сов и палочка-выручалочка

Тэги: чистова, вокальный цикл, брюсов


чистова, вокальный цикл, брюсов

Кирилл Ковальджи рассказал о Марине Чистовой и ее брюсовском цикле. Фото Ярослава Чистова

Валерий Брюсов «в целом… поэт не музыкальный» – так считал критик и литературовед Дмитрий Святополк-Мирский. Хотя к брюсовскому творчеству обращались композиторы Николай Метнер, Александр Гречанинов, Михаил Гнесин, Сергей Рахманинов, Андрей Петров... Среди произведений превалируют романсы, есть кантата и симфонический дифирамб и несколько вокальных циклов.

Среди них и вокальный цикл композитора Марины Чистовой «Четыре картины на стихи В. Брюсова», прозвучавший в Малом зале ЦДЛ в рамках литературного клуба поэта Кирилла Ковальджи. Выступление было приурочено к 140-летию Валерия Яковлевича. О неоднозначном характере творчества и личности Брюсова ярко сказал во вступительном слове Ковальджи. За роялем была Марина Чистова, вокальные партии исполняла Елена Золотова.

Цикл включает четыре стихотворения – «Детская», «Колыбельная», «Весна», «Приветствие». Жанровое определение цикла – «картины» – находка композитора. Слушатель настраивается на созерцание, причем «картины» благодаря музыкальному сопровождению оживают – и вот уже это «сценки» единого стихотворно-музыкального произведения, который можно назвать вокальной драмой. В первой «картине» мы окунаемся в детскую игру: «Палочка-выручалочка,/ Вечерняя игра!/ Небо тени свесило,/ Расшумимся весело,/ Бегать нам пора!» Но уже скоро спотыкаемся о странные и страшные недетские символы, которыми начиняет «считалочку» Брюсов – приверженец символизма: «…Черной цепи не развяжешь… Снизу яма, сверху высь,/ Между них вертись, вертись». Ритм задан детской считалочкой, именно на ней построено стихотворение, что прекрасно поддерживается музыкальной композицией. Но в строчках сквозит что-то далекое от детской беззаботности. Наполнена драматизмом и вторая «картина» – «Колыбельная». Казалось бы, все понарошку – это ведь где-то «Только волки, только совы/ По ночам гулять готовы,/ Рыщут, ищут, где украсть,/ Разевают клюв и пасть». А на самом деле «Зажжена у нас лампадка,/ Спи, мой мальчик, мирно, сладко». Приходит странная догадка – может, за этими знаками и символами скрывается что-то гораздо серьезнее? Ведь год создания «Колыбельной» – 1919-й. Может, и не колыбельная это вовсе, а предостережение? И вовсе не успокоительно, а с вызовом и протестом звучит: «Вой волков и крики сов,/ Не тревожьте детских снов!»

Третья «картина» – «Весна» – светла и прозрачна, как весенний воздух, звенит, будто весенний ледок, – настолько точно интонирует музыка с текстом стихотворения: «Белая роза дышала на тонком стебле. / Девушка вензель чертила на зимнем стекле». Но вот странно: слушаешь – и веет холодком и безнадежностью от этой зарисовки. Ни сострадания, ни душевного тепла – только отстраненное созерцание: «Вечер настал, и земное утешилось сном./ Девушка плакала ночью в тиши, – но о ком?»

Наверно, не зря Брюсова считали холодным поэтом, и потому сложно стихи его положить на музыку. Но это мастерски удалось Марине Чистовой – слушателей заворожило слияние поэзии и музыки от первой ноты до последней.

Апофеозом выступления прозвучала финальная «картина» – «Приветствие»:

Вам всем, этой ночи причастным,

Со мной в эту бездну глядевшим,

Искавшим за Поясом Млечным

Священным вопросам ответ,

Сидевшим на пире беспечном,

На ложе предсмертном немевшим,

И нынче, в бреду сладострастном,

Всем зачатым жизням – привет!

Из вальсового ритма текста рождается и вихрем закручивается… «Бал сатаны» из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, всплывают строчки из пушкинского «Пира во время чумы»: «…нам не страшна могилы тьма…» – музыкально-поэтическая феерия захватывает и уносит, будто воронка смерча, в сферы метафизической реальности. На какое-то время позволяя забыть, что все земное утешится сном. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1067
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2951
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1657
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2019

Другие новости