0
2860
Газета Факты, события Интернет-версия

31.07.2014 00:01:00

Бахтин на Острове кораблей

Тэги: бахтинская конференция, стокгольм


бахтинская конференция, стокгольм Ирина Сандомирская, Йохан Эберг, Мария Касьян говорят о Бахтине. Фото Леты Югай

В жарком июльском Стокгольме на острове Шеппсхольмен в здании Королевского института искусств прошла 15-я Бахтинская конференция. Бахтинские конференции проводится сейчас раз в два года в разных странах. В 2014 году организаторы задались вопросами, кто и что такое Бахтин сегодня, 20 лет спустя после своего 100-летия, и как изменяется понимание его наследия: от символа – к тексту – к теории – к практике.

Около 200 участников собрались, чтобы обсудить труды Бахтина и их отражение в современном мире и искусстве. Полифония, карнавал, хронотоп. Насилие, терапия, свобода. Искусство, политика, история. Бахтин и детская литература. Теория речевых жанров Бахтина и культурная прагматика. В залах и коридорах – видеоинсталяции и арт-объекты.

Мария Касьян передала слова Сергея Бочарова о том, что эта конференция – не просто междисциплинарная, а объединяющая исследователей и художников – очень в духе самого Бахтина, тоже не укладывавшегося ни в какие рамки (филолога, философа и т.д.).

Работало параллельно по четыре секции, поэтому слушателей ожидал выбор, часто непростой. А если по пути на очередное заседание свернуть в темную комнату на втором этаже, то можно оказаться между четырех экранов, транслирующих документальные съемки карнавалов и праздников Гаити, Нового Орлеана (США), Бразилии, Португалии, Нигерии и Кардиффа (Великобритания) (инсталляция Роберто Н Пейре «Корабль дураков»).

Предметом рассмотрения на секциях стал карнавал в музыке (иллюстрированная звуковыми фрагментами презентация Марчелло Мессины о карнавализации и пародии в современной музыке), визуальном искусстве (Ксения Головко – «Жак Рансьер. Эстетика повседневной жизни как политический вопрос современного искусства»), литературе (Марк Липовецкий – «Смех Пригова: карнавал реверсированный и повседневный»), кино (доклад Ильи Калинина о Бахтине в связи с советской кинематографией 1930-х годов), социальной жизни (исследование Йохана Эберга о коррупции как Бахтинском карнавале), истории (сообщение Пер-Арне Бодина о процессах над ведьмами на севере Швеции). Диалог также присутствовал во многих темах (например, доклад Ильи Кукулина о трансформациях идей Бахтина в концепции «диалога культур» Библера).

Профессор Лондонского университета Галин Тиханов прочитал лекцию о понятии «мировая литература» в связи с Бахтиным и русским формализмом. Карил Эмерсон сконцентрировалась на отношениях Бахтина и театра «с постоянными отсылками к Шекспиру», как гласил подзаголовок лекции. Экватор конференции – спектакль Ларса Клеберга «Защита Бахтина», основанный на стенограмме защиты диссертации «Рабле в истории реализма», состоявшейся в ИМЛИ в 1946 году.

Особая тема для дискуссий – artistic research, исследования, выполненные художниками. Результаты такого исследования представлены в форме художественных объектов (выставок, инсталляций, кино). При этом речь идет о познании мира методами, свойственными науке (интервью, сбор и анализ материала и т.д.). Интересный разговор на тему «Микроистория и видеоэссеистика» состоялся благодаря режиссерам Магнусу Бертасу и Бехзаду Хосрави Нури.

Слово получили и организаторы художественного (музейного) пространства. Екатерина Деготь рассказывала о выставках «Память тела. Нижнее белье советской эпохи» и «Понедельник начинается в субботу». С точки зрения куратора, заметив, что создание экспозиции похоже на написание рассказа. Завершилась конференция показом инсталляции «От крови к кетчупу» (Герман Нитч и Пол Маккарти), проведенным руководителем выставок и коллекции музея «Модерн» Магнусом Аф Петерсансом. В заключение Йохан Эберг и Ирина Сандомирская поблагодарили всех участников, прибывших из разных концов мира, а участники выразили ответную благодарность за прекрасную организацию конференции. Мероприятие было задумано Бахтинским центром Шеффелдского университета (Великобритания), Университетом Сёдерторн и Университетом Гётеборга (Швеция) как диалог между академической наукой, литературой и миром искусства.

Художники, исследователи от разных отраслей науки, переводчики Бахтина. Русская, английская и шведская речь. Разноцветные гротескные фигуры перед музеем современного искусства, строгие постройки Шеппсхольмена (Острова кораблей, бывшей военно-морской базы), летняя зелень и окружающая остров вода залива Сальтшён. Всё это звучало единым полифоничным целым в течение пяти дней особого небудничного времени конференции. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2142
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4866
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2668
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3073

Другие новости