Галина Нерпина и Евгений Бень модерируют литературный вечер. Фото Нины Красновой
В рамках клуба журнала «Кольцо А» в малом зале ЦДЛ прошел вечер альманаха «Информпространство». «В 2001 году я основал газету с таким названием, и она выходила двенадцать лет. А теперь «Информпространство» уже не газета, а альманах, – рассказал главный редактор Евгений Бень. – в разные годы на страницах одного выпуска сосуществовали представители различных мировоззрений и стилей. Кстати, многоплановость нашла отражение и в названии этого вечера – «Альманах «Информпространство» – перекресток культуры». При всей «разноцветности» пишущих для альманаха поэтов, прозаиков, эссеистов, критиков, аналитиков – остается ощущение единства. И это единство – единство русской культуры – культуры, в основе которой совершенно уникальный, универсально-многозначный русский язык. Ряд этнокультур сосуществует рядом с русской культурой, взаимодействует, прививается в стихию русского языка. Но затем то ценное, что создается на русском языке (независимо от этнических корней), дает импульс, прежде всего, именно для русской культуры».
Роман Сенчин выступил и как автор «Информпространства», и как заместитель главного редактора «Литературной России». Он поделился своим мнением, что «бумажные журналы, альманахи имеют свою прелесть, значение, совершенно по-другому там читаются произведения».
Основательница «Кольца А» Татьяна Кузовлева говорила о том, что «Информпространство» своими публикациями сохраняет память о произведениях и судьбах мастеров слова, которых уже нет среди нас, доносит до читателя голоса ушедших и здравствующих. Она проанализировала рассказ Кирилла Ковальджи «Клава» и прочитала стихи Германа Гецевича о Гоголе: «В какой предел умчалась бричка/ Мятущейся его души?..»
Лев Аннинский заметил, что «в наше время издать книгу легко, но прозвучать с ней трудно, потому что наше пространство перегружено разного рода чтивом и «смотривом», и людям трудно разобраться во всем этом и понять, где хлам, а где что-то интересное. Россия всегда была страной книги. И наш народ был народом книги».
Кирилл Ковальджи сказал: «В «Информпространстве» печатается моя проза. Но я прочитаю свои стихи». И прочитал на тему литературы: «От жизни останутся даты…/ Стихи превратятся в цитаты, / Лицо превратится в портрет». А после – о том, «сколько нужно… дури», чтобы «посвятить себя литературе/ Не в начале… а в конце». Он посоветовал молодым посвящать свою жизнь литературе с начала и до конца жизни.
На вечере зашел разговор о том, нужны или не нужны современным людям поэзия и серьезная литература. И на каких носителях – на бумаге или в интернете? Свое суждение по этому поводу высказал глава Союза писателей Москвы Евгений Сидоров: «Есть вещи, которые нельзя отменить. Нельзя отменить смерть. Нельзя отменить любовь, основной инстинкт, который движет жизнью. Для неотменимого существует литература. И ее тоже нельзя отменить, и никто не сможет сделать это».
Взбудоражил зал сотрудник «Русской службы новостей» Станислав Жураковский – он заявил, что «новое поколение сейчас почти не читает бумажных книг», и что «оно уже не может читать тексты, превышающие 150 страниц, и не может до конца прочитать ни «Войну и мир» Толстого, ни романы Достоевского», «предпочитает все это в кратком изложении», и что, «в конце концов, многие вообще перестанут читать бумажные книги».
Федор Гаврин резюмировал: «Все должно быть – и интернет, и бумажные книги, и развлекательное чтиво, и серьезная литература…» Игорь Харичев повернул мысль иначе: «Серьезная литература была, есть и будет. И читателя будет притягивать к ней или имя писателя, или серьезное издание, такое как «Информпространство». И хорошие книги всегда будут востребованы, в том числе и на бумаге».
Леонид Гомберг отметил: «Существует взаимовлияние вероисповеданий: иудаизма и восточного христианства. И существует такое же взаимовлияние культур и литератур, в том числе и русско-еврейское, еврейско-русское, идущее от библейских писаний. И это мы видим в альманахе «Информпространство». Что касается интернета… Нам не нужно бояться его. Когда древние вавилоняне совершали переход от настенной росписи, от клинописи к папирусу, это было для них пострашнее, чем для нас переход от бумаги к интернету. Но, как мы теперь видим, тогда ничего страшного не случилось».
Евгений Бень подвел итог: «И через сто лет люди будут читать Достоевского и Шекспира. Человек генерирует культуру в Слове. А на каком носителе это Слово – это уже вопрос другой. Кто-то предпочитает читать книги на бумаге, а кто-то – на других носителях. Я, например, довольно давно предпочитаю электронную версию. Всему есть место на земле, и пусть будет всё. И бумага, и интернет… Главное, чтобы было Слово». И предоставил слово поэтам. Со своими стихами выступили авторы «Информпространства» Сергей Белорусец, Сергей Каратов и Герман Гецевич. А вела вечер поэтесса Галина Нерпина.