Поэт Марк Ляндо в библиотеке «Над оврагом». Фото автора
Уже почти полтора года стараниями московского поэта Николая Милешкина в подмосковной Малаховке работает литературный клуб «Стихотворный бегемот». Одним из начинаний клуба является проведение вечеров, посвященных 50-летию основания объединения поэтов, переводчиков, прозаиков, художников, журналистов, известного под названием «СМОГ». Аббревиатура СМОГ расшифровывается обычно как «Самое Молодое Общество Гениев», лозунг которого был: «Смелость, Мысль, Образ, Глубина», а творческий девиз – «Сжатый Миг Отраженный Гиперболой». В рамках этого начинания в клубе уже состоялись вечера поэтов Леонида Губанова, Владимира Алейникова, Владимира Сергиенко и Вячеслава Самошкина. Последней в череде встреч стал творческий вечер поэта, прозаика, публициста Марка Ляндо.
Среди гостей в окруженном вековыми соснами небольшом, но уютном помещении местной библиотеки, носящей колоритное название «Над оврагом», можно было увидеть литераторов, художников, деятелей культуры, просто ценителей поэтического слова. И не только жителей Малаховки и соседнего Томилина, но приехавших из Москвы и даже из соседних областей.
Для начала Марк Ляндо рассказал о себе. Он появился на свет в Москве за 10 лет до начала Великой Отечественной войны, его детство пришлось на годы сталинских репрессий, затем последовала эвакуация в Казань, «богатая» всеми лишениями и бедами, характерными для военного времени, потом – возвращение в Москву, жизнь в подмосковном Томилине. Молодость и становление его как поэта пришлись на непростые 50-е и бурные 60-е, время хрущевской оттепели. Все это нашло отражение и в произведениях автора. Слушая стихи Марка, собравшиеся могли как бы этап за этапом повторить путь, пройденный его поколением, глубоко погрузиться в жизнь страны тех лет. Неотделимость личного от происходящего в стране, от ее судьбы проявилась уже в первом озвученном автором стихотворении: «Опять друзьями полон дом –/ Рассказы, шутки не без соли./ И вновь вопрос старинной боли:/ Как дальше жить в краю родном?»
Геолог по профессии, объехавший и исходивший за годы работы просторы Казахстана, Алтая, Дальнего Востока, назвал трехтомник своих произведений «Берилл Луч». Ведь берилл – камень, известный своей способностью пропускать свет. «Вирши из машинописной, докомповой эпохи…» – эпиграф к одному из разделов второй книги. И далеко не только о камнях и природе идет речь в одном из стихотворений книги первой: «Бери луч./ Бери звучь./ Бери соль./ Бери боль./ Бери высь./ Бери глубь./ Бери даль./ И отдай!..»
Не в меньшей степени, чем поиск новых художественных форм, умение и стремление отдавать есть одна из характерных черт людей поколения шестидесятников. Уже в этом стихотворении чувствуется влияние авангарда, попытка выйти за рамки «официальной» литературы тех лет. Все творчество Марка Ляндо пронизано этим стремлением «выйти за рамки». Иначе и не могло быть у поэта, который начинал свой путь в поэзию в 50-е годы в литературном кружке Эдмунда Иодковского и литобъединении «Магистраль».
Поэт вспомнил и о своем посещении Парижа, встрече с Николаем Боковым, его другом, покинувшем Россию из-за преследований. «Сидя у Николая Бокова – в пещере, под Парижем» – стихотворение, написанное под впечатлением от встречи: «Там, в измереньях неба,/ У Бога сойдемся вновь,/ Где ангелы зорь, танцуя,/ Веками поют Любовь!»
С интересом собравшиеся восприняли рассказ писателя о поэтических выступлениях на площади Маяковского в начале 60-х годов. Гости услышали о приводах поэтов в милицию, составленных «протоколах», изгнаниях с работы. Марк Ляндо вынужден работать экскурсоводом, но не оставил литературный труд.
В целом встреча, несмотря на воспоминания о тяжелых временах не столь уж далекого прошлого и прозвучавшие тревожные нотки в словах поэта о происходящем сейчас, прошла в атмосфере оптимизма.