0
3112
Газета Факты, события Интернет-версия

10.03.2016 00:01:00

Нескучное будущее

Тэги: футурология, фантастика, предсказание, будущее, олег дивов, утопия, антиутопия


люди
Прозаик Олег Дивов
прозревает образ будущего.
Фото Надежды Масловой
Оргкомитет литературной премии «Новые горизонты» провел пилотную дискуссию на тему «Сценарии будущего», предполагающую разговор о грядущем в различных его аспектах: социальном, технологическом и литературном. Все говорят о кризисе, толстые журналы читают все меньше, новости в СМИ наводят на тяжелые размышления, а тут задумали рассуждать, отчего это российские фантасты маловато пишут о том, что будет через 100 лет? Ну, раз маловато, то и первый разговор решили начать с понятного и популярного и назвали «Попаданцы против Будущего». Надо сказать, что «попаданцами» называют персонажей фантастических романов, которые из нашего времени попадают в различные эпохи прошлого – от Древнего Египта до Второй мировой войны – и по мере сил и возможностей «улучшают» прошлое. Начали беседу писатель Олег Дивов, поэт, критик и филолог Данила Давыдов и критик, координатор премии «Новые горизонты» Сергей Шикарев.

На «попаданцев» обрушились сразу: они «снуют по истории России туда-сюда», плохо подготовлены к иному времени, и их там «сразу пустят в расход». Выступающие заметили, что прошлое в произведениях такого рода описано недостаточно грамотно, да и читают про попаданцев люди, недостаточно знающие историю. Тем не менее было резонно отмечено: «Оптовики опять хотят попаданцев и постапокалипсис».

А, собственно, желают ли люди читать о непонятном будущем? В течение дискуссии было отмечено, что лишь в ХХ веке появились романы о «прекрасном (и не очень прекрасном) далеко», а до того читатели интересовались все больше прошлым и настоящим, а всяческие невероятные приключения происходили в неведомых странах. Ну а прошлый век был проникнут мечтами о космосе и развитии технологий, делающих жизнь человека или прекрасной, или ужасной. Ученые и инженеры были в чести – отсюда и книги про далекий космос и всемогущие счетные машины, занимающие по площади половину космического корабля. Было замечено, что к концу ХХ века мир ученых и инженеров несколько стушевался, а на передний план вышел мир менеджеров, привыкших подчиняться начальству, ждущих, как чуда, продвижения по службе. Отсюда и склонность к литературе о магах и попаданцах.

В порядке дискуссии было отмечено: у нас нет будущего, к которому стоит стремиться, да и которого стоит бояться. А потому нет ни утопии, ни антиутопии.

Однако в мире продолжают заниматься научным прогнозированием, проводятся конгрессы футурологов. И мир, каким его видят участники этих мероприятий, часто напоминает идеи советских фантастов. Интернет станет безопасным и неконтролируемым, возникнет свободный обмен технологиями, и люди будут просты и неамбициозны и станут платить за вашу чашку кофе… Однако еще во времена советской фантастики было замечено, что читать о бесконфликтном мире скучновато. По данному поводу Олег Дивов заметил: «Для образа будущего необходима детальная проработка. Важно показать, что именно будет происходить с людьми. Нужны яркие персонажи и яркий сюжет».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
875
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
449
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
393
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
511

Другие новости