0
3272
Газета Факты, события Интернет-версия

10.03.2016 00:01:00

Нескучное будущее

Тэги: футурология, фантастика, предсказание, будущее, олег дивов, утопия, антиутопия


люди
Прозаик Олег Дивов
прозревает образ будущего.
Фото Надежды Масловой
Оргкомитет литературной премии «Новые горизонты» провел пилотную дискуссию на тему «Сценарии будущего», предполагающую разговор о грядущем в различных его аспектах: социальном, технологическом и литературном. Все говорят о кризисе, толстые журналы читают все меньше, новости в СМИ наводят на тяжелые размышления, а тут задумали рассуждать, отчего это российские фантасты маловато пишут о том, что будет через 100 лет? Ну, раз маловато, то и первый разговор решили начать с понятного и популярного и назвали «Попаданцы против Будущего». Надо сказать, что «попаданцами» называют персонажей фантастических романов, которые из нашего времени попадают в различные эпохи прошлого – от Древнего Египта до Второй мировой войны – и по мере сил и возможностей «улучшают» прошлое. Начали беседу писатель Олег Дивов, поэт, критик и филолог Данила Давыдов и критик, координатор премии «Новые горизонты» Сергей Шикарев.

На «попаданцев» обрушились сразу: они «снуют по истории России туда-сюда», плохо подготовлены к иному времени, и их там «сразу пустят в расход». Выступающие заметили, что прошлое в произведениях такого рода описано недостаточно грамотно, да и читают про попаданцев люди, недостаточно знающие историю. Тем не менее было резонно отмечено: «Оптовики опять хотят попаданцев и постапокалипсис».

А, собственно, желают ли люди читать о непонятном будущем? В течение дискуссии было отмечено, что лишь в ХХ веке появились романы о «прекрасном (и не очень прекрасном) далеко», а до того читатели интересовались все больше прошлым и настоящим, а всяческие невероятные приключения происходили в неведомых странах. Ну а прошлый век был проникнут мечтами о космосе и развитии технологий, делающих жизнь человека или прекрасной, или ужасной. Ученые и инженеры были в чести – отсюда и книги про далекий космос и всемогущие счетные машины, занимающие по площади половину космического корабля. Было замечено, что к концу ХХ века мир ученых и инженеров несколько стушевался, а на передний план вышел мир менеджеров, привыкших подчиняться начальству, ждущих, как чуда, продвижения по службе. Отсюда и склонность к литературе о магах и попаданцах.

В порядке дискуссии было отмечено: у нас нет будущего, к которому стоит стремиться, да и которого стоит бояться. А потому нет ни утопии, ни антиутопии.

Однако в мире продолжают заниматься научным прогнозированием, проводятся конгрессы футурологов. И мир, каким его видят участники этих мероприятий, часто напоминает идеи советских фантастов. Интернет станет безопасным и неконтролируемым, возникнет свободный обмен технологиями, и люди будут просты и неамбициозны и станут платить за вашу чашку кофе… Однако еще во времена советской фантастики было замечено, что читать о бесконфликтном мире скучновато. По данному поводу Олег Дивов заметил: «Для образа будущего необходима детальная проработка. Важно показать, что именно будет происходить с людьми. Нужны яркие персонажи и яркий сюжет».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
843
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
893
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
749
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
667

Другие новости