На фоне Рюрика Ивнева выступает Сергей Нещеретов (Зенкевич). Фото автора
Рюрика Ивнева (настоящее имя Михаил Ковалев) не изучают в школе, но в поэтических кругах о нем помнят. Издаются его мемуары, рассказывающие о поэтах Серебряного века. Издаются до сих пор не опубликованные произведения из оставленного огромного архива. Его творчество помнят поклонники, которые собрались в Центральной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова в Москве, чтобы отметить юбилей поэта – 125 лет со дня рождения.
Зал маленький, но он переполнен. Сотрудники библиотеки явно не ожидали наплыва народа, и им все время приходилось приносить новые стулья и думать, куда же еще их можно поставить.
Восстанавливая атмосферу дореволюционного Тифлиса, родины поэта, проникновенно спела Марлена Мош. Наталья Рахманина сыграла на рояле этюды Сергея Рахманинова. Выступил Борис Романов, знавший Рюрика Ивнева лично. Директор орловского издательства «Картуш» Сергей Ветчинников рассказал о выпущенных его издательством книгах Рюрика Ивнева – романе «Смятение» (о событиях российской истории первой трети XX века) и сборнике стихотворений и мемуарных записей «По ступеням воспоминаний». Орловская художница Юлия Тютюнова объяснила, как возникли идеи для иллюстраций.
Ведущий литературного клуба «Некрасовские пятницы» Сергей Нещеретов (Зенкевич) рассказал о долгой и в целом вполне благополучной жизни поэта. Дворянин, принявший Октябрьскую революцию, проживший 90 лет советский писатель, написавший множество книг и стихов и даже снявшийся в эпизоде фильма «Великое зарево» (1938), который показали собравшимся: июнь 1917-го, съезд, Владимир Ленин, заявляющий «Есть такая партия», и играющий Керенского Ивнев, кричащий на Ленина: «Арестовать!»
Рюрика Ивнева, который был дружен с Сергеем Есениным, часто называют «последним имажинистом». Сергей Нещеретов (Зенкевич) сказал, что, по его мнению, по стилю Ивнев ближе к Анне Ахматовой: такая же доверительная, интимная лирика, копание в своих чувствах. Причем в чувствах нестандартных, учитывая сексуальную ориентацию поэта. В центре повествования его второго романа «Несчастный ангел», который Сергей Нещеретов (Зенкевич) отнес к категории «18+», история любви зрелой дамы и юного подростка. Роман был напечатан в России в начале XX века задолго до набоковской «Лолиты», которая по сюжету является его зеркальным отображением.
Тема падших и отверженных – одна из центральных в творчестве поэта. «Заплакать бы, сердце свое обнажив,/ Спокойно и гордо заплакать./ Мой Господи! Я еле жив,/ Я, как снег растаявший, как слякоть./ Я изолгавшийся, уставший крот,/ Ненавидящий блеск алмазный!/ Ты видишь, как змеится мой рот, Какой я грязный?/ И сердце… но есть ли оно?/ И голос… Боже! Поймешь ли?/ Почему я как темное дно,/ Почему я такой нехороший?»
Рюрик Ивнев написал первый в русской литературе роман о геях – «Юность». Другая нетипичная для нашей литературы тема поднята в изданном только недавно его романе «Остров отчаяния и надежд» – о прокаженных. Тема изгоя близка поэту. «Себя мне увидеть жалко,/ Я такой нежный и голубой,/ Да и не послушается палка,/ Обструганная тобой».
Да, поэт Рюрик Ивнев не встал в один ряд со своими более известными знакомыми и друзьями, такими как Сергей Есенин, Николай Клюев, Валерий Брюсов, Борис Пастернак, Осип Мандельштам и Марина Цветаева. Но он вошел в нашу культуру, в историю русской литературы, о чем и свидетельствует в том числе и прошедший вечер.