Игорь Вирабов представляет книгу «Андрей Вознесенский» из серии ЖЗЛ. Фото автора
«Время года на границе лета и осени называют «бабье лето». Андрей Вознесенский по аналогии придумал название для времени года на границе весны и лета «мужиковская весна». Это было его любимое время года», – сказал поэт Сергей Зенкевич-Нещеретов, открывая вечер памяти Андрея Вознесенского в Некрасовской библиотеке. В «мужиковскую весну» собрались люди, которые знали и любили поэта, чтобы вспомнить о нем и почитать его стихи.
Был еще повод – презентация книги Игоря Вирабова «Андрей Вознесенский», вышедшей в серии ЖЗЛ. «По ходу работы возникла масса любопытных вопросов, – заметил автор, рассказывая о своей книге. – Отчего шестидесятники вдруг стали виновниками всех бед? Отчего на них стали списывать буквально все грехи еще в 90-е годы? Отчего само время стало вдруг таким опальным и его надо вдруг вычеркнуть и забыть?»
Музой и спутницей всей долгой жизни поэта была Зоя Богуславская, которая по состоянию здоровья не смогла приехать на вечер, но написала специальное приветствие. «Андрей Вознесенский сам был учеником Бориса Пастернака и помнил о том, как важно молодому поэту иметь наставника, – отметил Сергей Зенкевич-Нещеретов, вспоминая свое отрочество и трогательное внимание маститого поэта. – Я попросил посмотреть мои стихи. Он посмотрел и сказал: «У вас все очень хорошо, все профессионально. Но не хватает спермы. Надо отделаться от классицизма. Похулиганьте». «Андрей всегда откликался. Он был человеком невероятной души», – сказал выступивший на вечере поэт Герман Гецевич.
О поддержке Вознесенским своих первых шагов в поэзии рассказала поэтесса Нина Краснова, автор книги «Храм Андрея на виртуальном ветру: о творчестве А.А. Вознесенского». Она отметила актуальность и злободневность стихов Андрея Вознесенского и в настоящее время. Например, стихотворения «Старая песня» в связи с событиями в Украине: «На иконах конская моча./В янычары отняли мальца,/ Он вернется – Родину спалит./ Мы с тобой, Георгий, держим стол./ Но в глазах столетия горят./ Братия насилует сестер./ И никто не знает, кто чей брат./ И никто не знает, кто чей сын,/ Материнский вырезав живот./ Под какой из вражеских личин/ Раненая Родина зовет?»
Приехавшая из Нью-Йорка поэт и журналист Инна Богачинская, хорошо знавшая Андрея Вознесенского, рассказала о переполненных залах на американских гастролях поэта, о его непростых отношениях с русской эмиграцией и о своем «домашнем музее» Андрея Вознесенского, продемонстрировав копии некоторых статей поэта из собственного архива.
Не случайно на вечере были песни. Песни на стихи Вознесенского «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Танец на барабане», «Песня на бис», «Миллион алых роз» имели огромную популярность. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная Алексеем Рыбниковым, уже 35 лет не сходит со сцены. Артисты музыкального театра под руководством Алексея Рыбникова – Екатерина Кульчицкая, Дарья Дубина, Ив Набиев, Никита Поздняков – исполнили песни, так хорошо подходящие к названию вечера: «Ностальгия по Вознесенскому».
«Не мигают, слезятся от ветра/ Безнадежные карие вишни,/ Возвращаться – плохая примета,/ Я тебя никогда не увижу./ И качнутся бессмысленной высью/ Пара фраз, залетевших отсюда./ Я тебя никогда не увижу/ Я тебя никогда не забуду».