Детский психолог Светлана Финяева и комиксист Алекс Симмонс обсуждают судьбы графического романа в России. Фото автора |
Их называют «комиксисты». И один из них произнес: «Я рисую романы». Поверьте – так оно и есть. Можно взять в руки прекрасно изданную книгу с глянцевыми картинками, снабженными «баллонами» – отрывистым текстом в овальном обрамлении, – убористо занимающими страницы, и погрузиться в остросюжетное повествование или трогательную любовную историю, а можно прихватить у приятеля тоненькую брошюру со странными существами на обложке и рассматривать, погружаясь в причудливый и часто страшный мир, похожий на сон. То и другое – книжки комиксов, или рисованных историй, или графических новелл…
Об этом и многом другом «говорили и показывали» на недавно завершившемся XVI Международном фестивале рисованных историй «КомМиссия». Фестиваль проходил на нескольких площадках – в частности, в Российской государственной библиотеке для молодежи рассказывали, объясняли, учили: про аниме и манго, про графический роман и журнал «Муха». Выступали знаменитые комиксисты. Кстати, именно здесь находится Центр комиксов и визуальной культуры.
Бельгийцы, армяне, американцы, испанцы, кубинцы – они собрались в просторном зале Музея Москвы, чтобы читать комиксы. Но, войдя в зал, хочется сказать: все не так. Где ловкий Человек-паук, где пронырливый Скуби-Ду, где могучий Халк и неунывающий Арчи? Мрачная охряная фигура на лошади, с трудом бредущие пленники. Полосатые робы узников концлагеря…
Тигран Мангасарян, комиксист, говорит, что роман совершенно необязательно писать. Его можно нарисовать. И он их рисует. «До Аукциона душ», «Молчание. Приказ Константинополю» – о геноциде армян. Роман – биография его отца, бывшего узником немецкого концлагеря.
С точки зрения Мангасаряна, текст в баллонах часто и читать-то необязательно, столь выразительно изображение, столь наполнено деталями, передающими и смысл повествования, и душевное состояние героя.
Руководитель Центра комиксов и визуальной культуры РГБМ Александр Кунин поясняет, что «КомМиссия» – фестиваль визуальной культуры во всех ее проявлениях. Поэтому история, мировые катастрофы, человеческие судьбы – все это тоже темы комиксов. Это темы романа-рисунка. Это темы поэмы-рисунка. Последнее можно сказать о графике кубинских художников, представленной бельгийским художественным и образовательным комикс-проектом KRONIKAS.
А что касается Скуби-Ду и Арчи, то на фестивальных выставках был замечен американец Алекс Симмонс, автор серий комиксов про этих персонажей. А также солдата удачи Блекджека. Надо сказать, что маститые авторы посещали не только изысканные выставки, но и шумную Аллею авторов в клубе «Гарцующий Дредноут». И еще как! Так, мистер Симмонс пришел в клуб с чемоданом и, так же как и молодые и энергичные участники Аллеи, разложил свои сочинения на столике. Подходи – любуйся. Тоненькие книжки авторов Аллеи часто изданы на собственные средства, а часто – с помощью центра, многие из них участвовали в конкурсе фестиваля. Громкий голос Анны Лазаревой, представлявшей свой комикс «Волшебный блокнот», звучал над яркими картинками с монстрами, одноглазыми красавицами, лихими пацанами… Вот, например, автор призрачной серии «Шапито» Алексей Гордеев заметил, что сюжет подсмотрел в собственном сне.
Конечно, мы не выросли «на комиксах», как дети Франции, Японии, США. Но, как говорит Алекс Симмонс, «вы сейчас ищите свой путь. И вам необходимо создать любимого всеми героя и делать с ним смешные истории. Это должен быть герой, принадлежащий вашей культуре. Он может попасть в современный мир и решать ваши проблемы». А потом добавляет: «У каждого своя басня».