0
3884
Газета Факты, события Интернет-версия

06.07.2017 00:01:00

У каждого – свой Евтушенко

Тэги: евгений евтушенко, поэзия, переделкино, частушки, радио культура, маяковский, литературная газета, израиль, нобелевская премия, ижевск, прага, сталин, бабий яр


евгений евтушенко, поэзия, переделкино, частушки, радио «культура», маяковский, «литературная газета», израиль, нобелевская премия, ижевск, прага, сталин, бабий яр Сергей Нещеретов показал малоизвестное британское издание Евтушенко 1960-х из своей коллекции. Фото Николая Носова

В Музее-галерее Евгения Евтушенко в Переделкине в рамках фестиваля «Мой Евтушенко» состоялся поэтический диалог «Сердцебиение». Куратор процесса, журналист радио «Культура» Людмила Дубовцева, с которой «больше, чем поэт» в течение 10 лет сделал свыше тысячи выпусков радиопередачи «Антология русской поэзии», сообщила залу, что фестиваль был задуман еще при жизни Евгения Александровича:  «Мы вместе прорабатывали программу мероприятия, в котором и он хотел принять участие. Увы, жизнь внесла свои страшные коррективы. Но мы не отменили фестиваль, об этом нас просил сам Евтушенко. И вот недавно прошли вечера в Большом зале консерватории и в Большом Кремлевском дворце, а сегодня здесь будет заключительный аккорд фестиваля. Все знают, с каким невероятным вниманием Евтушенко относился к поэтам. И если у кого-то из них попадалась даже всего одна хорошая строчка, он считал его Поэтом с большой буквы и радовался за него».

Ведущий вечера, поэт, литературовед Сергей Нещеретов поприветствовал присутствующих и напомнил о памятных датах, которые совпали с фестивалем: в 2017 году исполняется 85 лет со дня рождения Евгения Евтушенко, а кроме того – 65 лет с выхода первой его книги, 60 лет – с его первой поездки за рубеж, которая стала «эпохальным событием»,  «открыла новую страницу бытования русской поэзии в мире», после Маяковского он первый «понес в мир русское Слово». 30-летний Евтушенко был впервые выдвинут (по инициативе литераторов Израиля) на Нобелевскую премию, тогда же вышла его первая книга на Западе. Нещеретов сказал: «Кто и в каком веке нарисовал первым портрет Евтушенко? Пушкин, написавший: «…обходя моря и земли,/ Глаголом жги сердца людей». Земные маршруты самого Пушкина были скромнее, чем у школьника наших дней. Пушкин предсказал появление Евтушенко, ртутного человека, который весь движение и горение. Наследие его обширно и неисчерпаемо».

Владимир Мощенко, ровесник Евтушенко, которого тот считал «старейшиной русской поэзии», сказал: «Нас с ним когда-то, более полувека назад, познакомил Александр Межиров, мы переводили грузинских поэтов на русский язык, бывали в Батуми, Тбилиси, ели блюдо хаши, про которое Евтушенко написал: «Когда в Тбилиси гостем будешь/ и много выпить не забудешь,/ вставай часов примерно в шесть –/ ты должен утром хаши съесть».  Михаил Синельников назвал Евгения Евтушенко «центральной фигурой» нашей поэзии, «ведущим поэтом». Он говорил об учителях Евтушенко от Некрасова до Глазкова, рифмах в стихах Евтушенко, свойствах его поэтики («длинноты» в его стихах – это попытки выявить «скрытую, невидимую часть стихотворения», по буддийской теории), о прозе Евтушенко (его рассказ «Катаев в Париже» соответствует высокому уровню прозы самого Валентина Катаева).

Дмитрий Быков сказал, что Евтушенко не только «ошеломляющий лирик», но и сатирик. В 1972 году он предлагал «Литературной газете» печатать цикл статей, в которых писатели говорили бы о самих себе все самое плохое, главный редактор Александр Чаковский отмел эту идею.

Нина Краснова рассказала о роли мэтра в ее творческой судьбе (когда она была студенткой Литературного института, их познакомил в доме на Котельнической набережной… слесарь-электрик). Краснова проанализировала некоторые строки Евтушенко, например его частушку:  «Я была у Оки,/ Ела яб (о) локи». Она прочитала свои стихи памяти Евтушенко:  «На сцене стоит Евтушенко,/ Софитами весь освечен./ Он умереть не может,/ Он потому что вечен!»

Олег Хлебников  сказал о том, что он «потерял старшего друга», с которым они иногда и ссорились, Евтушенко «легко обижался, но и легко прощал обиду»:  «Он в свое время помог мне переехать из Ижевска в Москву».

«Я любил и продолжаю любить Евтушенко, – заметил Герман Гецевич. – В его поэзии есть три высоковольтных точки кипения: «Бабий Яр», «Танки идут по Праге» и «Наследники Сталина». Евтушенко до последних дней не угасал. И у нас теперь нет такого поэта, который выражал бы свое время, как это делал он».  Молодая поэтесса из Донецка Анна Ревякина прочитала свои стихи о «фантомной боли» поэта, лишившегося ноги, которые она написала после своей беседы с ним:  «Ему крылья были важнее ног».

А бард Виктор Леонидов, который в 1990-х помогал Евгению Александровичу собирать стихи поэтов зарубежной русской диаспоры для антологии «Строфы века», и композитор Лариса Новосельцева, автор цикла песен на стихи Евтушенко, исполнили несколько своих композиций.

Среди гостей встречи, вдохновителями которой стали супруга поэта Мария Евтушенко и директор Музея-галереи Нина Назирова, оказались Геннадий Калашников, Леонид Бахнов, Юрий Нехорошев, Ян Германович, Александр Жолковский и др. Вот такой праздник поэзии прошел в преддверии 85-летия со дня рождения Евгения Евтушенко! Если Пушкин – наше все, то Евтушенко – весь наш!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1530
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1734
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1840
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4185

Другие новости