0
1831
Газета Факты, события Интернет-версия

20.07.2017 00:01:00

Вертоград поэзии

Тэги: поэзия, микушевич, святой грааль, христос, иосиф аримафейский, люцифер, святой петр, дух святой, мистика, религия


Владимир Микушевич верит, что само изначальное Слово превращает пространство в сосуд. 	Фото автора
Владимир Микушевич верит, что само изначальное Слово превращает пространство в сосуд. Фото автора

В Малаховской библиотеке имени Н.Д. Телешова участники клуба «Стихотворный бегемот» поздравили с днем рождения Владимира Микушевича. Это чествование поэта, философа и переводчика стало хорошей традицией клуба. В свою очередь, Владимир Борисович представил публике новую книгу стихов «Сам-Град».

«Книгу сложно читать как книгу стихов разных лет, – начал свое выступление Микушевич, – на самом деле это единая книга, и в эту книгу входит даже один роман, написанный триолетами, – «Марина Маргарита». Но тем не менее я все-таки попробую почитать отдельные стихотворения, но такие, чтобы у вас сложилось впечатление о книге как о целом».

Название книге дал сонет: «Мы на земле и над землей под спудом,/ Во времени подвержены греху,/ И потому мы верим лишь стиху,/ Готовые пространство счесть сосудом». Владимир Борисович раскрыл сакральный смысл этого слова: «Сам-Град» – это анаграмма слова «смарагд», а смарагд – камень из короны Люцифера, упавший на Землю, когда архангел Михаил изгнал искусителя с небес и кропотливыми трудами человеческими из этого камня была приуготовлена чаша. И в эту чашу тайный апостол Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа распятого. Так смарагд стал Граалем».

Зная основные европейские языки и занимаясь переводами с них на язык русский, Микушевич досконально изучил многочисленные мифы и легенды о Священном Граале. Но, будучи человеком русским и православным, он, конечно же, верит, что само изначальное Слово превращает пространство в сосуд. Неустанная, кропотливая работа поэта со Словом и создает «Сам-Град, где нет плодов запретных», «Где виден Бог, и мы как на духу/ Изумлены чистейшим изумрудом,/ В нем находясь, довольствуемся чудом/ Единого: внизу, как наверху».

Книга «Сам-Град» автобиографична, но не в приземленном смысле – родился, учился, женился. Нет. Эта книга – о душе-ученице, душе поэта, которая пробудилась очень рано. На вопрос о том, когда он начал писать, автор сослался на рассказ своей мамы: маленький мальчик все время что-то складно бормотал. «И сам я не представляю себе жизни, – продолжает Владимир Борисович, – отдельно от своей поэзии. У меня такое впечатление, что это началось еще до моего рождения…»

В стихотворении «Годы учения» – об этом: «…У меня на столе Голубиная книга./ Голубиная книга навек и на миг:/ В этой жизни мгновеньем представлена вечность;/ Между тем заглянула во множество книг/ Озорница-душа, непоседа-беспечность.// Там, где в пыльных своих вековых облаках,/ Словно дождь, паутина зимою и летом,/ Эти книги, забытые на чердаках,/ Пахли тмином, ромашкой и липовым цветом.// В этих книгах печатался «свет» через «ять»…

Через эти книги, найденные на чердаках малаховских домов, с ятями, твердыми знаками, с заглавными буквами в слове «Бог» и началось долгое восхождение юной души к вершинам русской и мировой поэзии. «Оставалось одно только слово шепнуть,/ И недаром звалась бы душа ученицей,/ Если в этот на ощупь заманчивый путь,/ Отправляется тело ходячей гробницей». А в следующей строфе Владимир Микушевич как бы полемизирует с Роланом Бартом, который в поэзии видел смерть автора. «Нет, поэзия – не смерть автора, но его воскресение!» – утверждает Микушевич. «Сокровенная гостья коснется небес/ И меня воскресит, просияв ненароком,/ Потому что свободен лишь тот, кто воскрес/ В этом сне затяжном, безнадежно глубоком».

В глубоком, затяжном сне душа может свернуть и на неверный путь, который заведет в тупик, как произошло некогда с Петром, любимым учеником Христа, когда Петр, поддавшись необъяснимой слабости и убоявшись, произнес: «Я не знаю его», – предав Учителя. Но Петр искренне раскаялся и был прощен Господом, что укрепило его. А имя Петр с греческого языка переводится – «камень». «Я не знаю его», – про себя повторяют и вслух,/ Испугавшись непрошеной, неотвратимой свободы,/ И в холодной вселенной кричит ежегодно петух,/ И кровавые слезы текут, как весенние воды». Это строки из стихотворения «Петр», которое было написано Владимиром Микушевичем еще в 1965 году.

И светом открывшейся неотвратимой свободы познания Бога и всей христианской культуры душа просветится, и поэт произнесет: «Не я, но Христос во мне». И тогда «я» малое станет «Я» великим и место такому человеку навеки будет в граде небесном. В Сам-Граде.

В стихотворении «Богоявленье», завершающем книгу, Голубь – символ Духа Святого. «А мирозданье – прорубь,/ Где Агнец уязвим,/ Но Голубь, Голубь, Голубь/ Снижается над Ним».

Слушать Владимира Микушевича можно бесконечно – его стихи красивы и совершенны, мысли по-библейски глубоки и отточены…  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1493
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3845
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2152
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2418

Другие новости