Слава Лён с увлечением отвечает на вопросы зрителей. Фото Александра Сизухина |
В Библиотеке им. Александра Грина литературный клуб «Стихотворный бегемот» в рамках цикла «50-летие основания СМОГа» провел вечер поэта, независимого мыслителя и самобытного художника Славы Лёна. Вступая в диалог с аудиторией, автор поведал о первоначале своего пути в творчестве.
«Уникальный на мировом фоне догмат христианства о вочеловеченьи Бога определил главные направления русской и европейской мысли», – провозгласил Лён. «Как можно не верить в Бога? Если у человека есть поэтический дар, значит, есть и Бог – источник этого дара», – убежденно пояснил свое высказывание герой вечера, склонный, однако, при этом трезво иронизировать по поводу околоцерковного официоза, как раз чуждого, по мнению автора, истинной вере.
Переходя от сакральных первоисточников искусства к его эстетическому полю, Лён сказал, что относит себя к школе квалитизма, которая направлена на соотношения языка и речи.
Своими корнями Слава Лён связан с филологическим факультетом МГУ, который окончил, сохранив на всю жизнь некоторую общность с одногодками – знаменитыми отечественными гуманитариями: Аверинцевым, Успенским и др. В Америке сложился литературный контакт Лёна с Иосифом Бродским. Вместе они создали Академию русского стиха (АРС), куда включили 15 человек.
Представившись публике, автор стал читать стихи из двух книг. Первая «Ойкумена – ад» была посвящена отечественной истории. «До сих пор не написана история непредвзятая, которая бы разрабатывалась не под царя и не под Сталина», – иронично сетовал Владислав Константинович (так его по имени-отчеству). Решив, что «истории до сих пор нет, а есть историки», он принялся художественно осмыслять тот русский миф, который сопровождает отечественную историю. Так, по его словам, и родилась эта книга.
Затем, временно попрощавшись с эпической музой, спутницей истории, автор принялся читать то, что, по его мнению, проще для восприятия, нежели «эпические химеры», – стихи о любви («Любовь придумали русские»). Традиционные валентинки в стихах сочетались, совпадали и не совпадали с так называемыми февроньками. Если святой Валентин, покровитель влюбленных, в мировом опыте связывается с католицизмом, то в метафизическом поле православия покровителями любви и семьи являются святые Петр и Феврония (вот почему – февроньки!).
По окончании литературного вечера возникла дискуссия. Лён отвечал на вопросы просто и непредвзято. Несмотря на свой статус выпускника филфака МГУ, друга и современника Бродского, признанной литературной знаменитости, герой вечера держался с аудиторией очень естественно (случайно ли имя Слава вместо Владислав?). Беседа помогла дополнительно выявить, высветить смыслы творчества Лёна. На вопрос о том, кто явил славу русской литературы в прошлом веке, автор назвал три имени: Солженицын, Зиновьев и Бродский.
В ходе общения Лён предложил желающим бесплатно получить свою книгу «Ютизмы и концепты», экземпляры которой быстро разлетелись, доставшись самым проворным счастливчикам.
Вопросов оставалось много, но решили, что было бы бессовестно и далее терзать ими автора. А потому последовало традиционное чаепитие, оказавшееся так же содержательным и еще – душевным.