Борис Режабек очарован Вселенной и ноосферой Земли. Фото из архива Бориса Режабека |
В арт-кафе «Диван» в рамках проекта «Вселенная» (куратор Николай Милешкин) выступил биофизик, эколог, философ и поэт Борис Режабек.
Режабек прочел лекцию о ноосфере и познакомил слушателей со своей книгой «Учение о ноосфере для широкого круга читателей», изданной еще в 2015 году. Кстати, за доклад о ноосфере на Глобальном философском форуме в 2012 году Борис Георгиевич был удостоен медали ЮНЕСКО и получил паспорт-сертификат «Гражданин Планеты».
Вначале автор остановился на «оккультно-бытовом» понимании термина «ноосфера» как представлении об «информационном поле», из которого черпают свои сведения гадалки, пророки, а возможно, и поэты. Тема «информационного поля» действительно интересна, как все таинственное, но не имеет отношения к научному пониманию ноосферы как географической оболочки нашей планеты.
По мнению Режабека, учение о ноосфере («сфере разума») должно в XXI веке стать не менее важным, чем стало для XX века учение о биосфере («сфере жизни»). Главным создателем этих учений был Владимир Вернадский. Докладчик заметил, что он не любил придумывать термины – слово «биосфера» ввел в науку австрийский геолог Эдуард Зюсс, а до него употреблял Жан Батист Ламарк, термин «ноосфера» принадлежит французскому священнику и палеонтологу Пьеру Тейяру де Шардену, а в научную литературу этот термин в 1927 году ввел его друг, математик и философ Эдуарле Руа («Потребность в идеализме и факт эволюции»), который вместе с Тейяром слушал лекции Вернадского в Сорбонне в 1922 году. Вернадскому термин понравился, и в 1937 году он уже использовал его…
Собравшиеся узнали, что для разработки современного учения о ноосфере, поиска и поддержки ноосферных технологий и движений группой единомышленников в начале нового тысячелетия был создан независимый общественный Институт ноосферных разработок и исследований (ИНРИ), директором которого и стал Борис Режабек. Здесь были разработаны представления о трехчастном строении ноосферы, подобном трехчастному строению человека. Тело ноосферы – техносфера. Это все, что произвела техника, созданная человеком, включая энергетику, строительство, промышленность, агрокомплекс, транспорт, связь, а в последние годы и биотехнологии – все предметы, связанные с деятельностью Homo sapiens. Социосфера – душа ноосферы, идеальная система отношений, которые возникают между людьми, начиная с семейных и заканчивая международными. Но самая интересная часть – идеосфера, сфера идей, дух ноосферы. К ней относятся язык, мифы, религия, философия, наука. Конечно, очень наивно представлять идеи как некие облачка, летающие вокруг Земли и влияющие таинственным образом на умы, хотя идеи, вне всякого сомнения, могут передаваться от одного человека к другому и могут на него влиять.
Режабек выдвинул идею, опирающуюся на мысль философа Алексея Лосева о том, что «абсолютная мифология... всегда будет аритмологизмом (то есть в ее основе будут всегда виднеться числа и число)», разработал «аритмологическую» классификацию базовых мифов человечества, приписав им некоторые «характеристические числа». Миф – это не сказка, не выдумка. Если провести сравнение человеческого мозга и компьютера (весьма условное), то можно сказать, что миф – это «операционная система», управляющая всеми «резидентными программами», определяющими поведение человека…
В заключение лекции Режабек заметил, что в конце ХХ века появились глобальные вызовы, связанные с кризисом в экологии, энергетике, экономике, политике. Но главным вызовом является кризис, связанный с дефицитом разума, когда биологическая природа человека сопротивляется его разумной (духовной) природе. Для преодоления этого кризиса нужна совместная работа науки, религии и новой философии, развивающей представление о человеке как главном действующем лице во Вселенной, и именно от выборов каждого из обитателей ноосферы зависит ее будущее. Ноосферное мировоззрение отказывается от примитивного пессимизма, оно говорит о решающем значении личного выбора каждого человека в общем деле.
Так же масштабны и оптимистичны и стихи Бориса Ражабека: «Чувство радости нетленное /Перепахивает плоть!/ Ах, какую Веселенную/ Сотворил для нас Господь!»