Читает Полетаева негромко, внешне безыскусно. Фото Владимира Кисарова
В литературном клубе «Стихотворный бегемот» состоялся вечер поэта Татьяны Полетаевой, открывший цикл «Московское время: персоналии». Полетаева – постоянный участник поэтической группы «Московское время», сложившейся в 1974 году. В группу также входили: Сергей Гандлевский, Александр Казинцев, Бахыт Кенжеев, Александр Сопровский, Алексей Цветков.
Вечер открыл куратор клуба Николай Милешкин, представивший поэта собравшимся. Затем Екатерина Полетаева исполнила несколько песен на стихи матери, вернее, как она сама уточнила: «это не песни на стихи Татьяны Полетаевой, а песни Татьяны Полетаевой, музыка тоже принадлежит ей».
Наконец, очередь дошла и до самой Татьяны Николаевны, которая прочитала, на свой вкус и выбор, стихи из трех своих поэтических книг «Наука любви» (1995), «Наши дни и наши имена» (2009) и «Зеркало» (2015).
Читает Полетаева негромко, внешне безыскусно, стихи, большая часть из которых была ранее для многих прежде всего песнями, поначалу без привычного музыкального сопровождения звучали несколько «голо», но постепенно это первое впечатление ушло и крупным планом выступили внутренняя музыка этих стихов, их «естественная интонация» (Александр Сопровский) в сочетании с прекрасным владением формой (Татьяна Николаевна вспоминает, что этому мастерству она училась как раз у Сопровского и «Московского времени»), их женская нежность и неженская мужественность.
После чтения стихов состоялась интересная беседа. Полетаева, отвечая на вопросы, рассказала о своем детстве и юности, о первых творческих шагах, но чувствовалось, что все это для нее лишь предисловие к главному событию в жизни – встрече с Александром Сопровским. Сопровский ввел ее, и до того много читавшую, в совершенно новый для нее поэтический мир, где стихи слышались отовсюду, где люди буквально говорили гекзаметрами, благодаря ему она открыла для себя Пастернака, Мандельштама, Ходасевича и многих других. Татьяна Николаевна прочитала самое первое письмо Сопровского к ней, где он представляет ей своих друзей-поэтов, и слушатели, уже знакомые с письмами Сопровского по книге «Признание в любви», в очередной раз могли изумиться эпистолярному дару этого рано ушедшего поэта и мыслителя. После знакомства с Сопровским Полетаева, по собственному признанию, стала писать совсем по-другому. Но и от своих ранних стихов Татьяна Николаевна не отрекается. «Просто они другие, не хуже и не лучше», – говорит она (читатель может составить себе собственное мнение по этому вопросу, сравнив в последней вышедшей книге поэта «Зеркало» стихи, написанные до и после 1974 года).
Пушкинское «ушла любовь – явилась муза» – явно не случай Татьяны Полетаевой. Она призналась: «Как только я влюбилась, я начала писать лирические стихи. Считаю себя лирическим поэтом и всю жизнь пишу о любви. Поскольку любовь – понятие широкое, оно вмещает в себя все, что меня трогает и заставляет садиться и что-то кропать».