Все на библиофильский «Революционный субботник»! Плакат, отпечатанный к заседанию клуба «Библиофильский улей». |
В прошлую субботу в клубе «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) отметили 100-летие революции. Первым по теме встречи выступил физик, академик Российской академии наук Александр Сигов, представивший вниманию коллег редчайшие журналы 1917 года – «Русская свобода» и «Клич». Оба издания просуществовали лишь год, став заветными дезидератами (желанными предметами коллекции) для многих собирателей.
На страницах «Русской свободы» было опубликовано письмо, вызвавшее оживленное обсуждение собравшихся: «Прошу многоуважаемую редакцию разъяснить некоторые недоумения, невольно родившиеся при чтении вашей декларации, а именно: федерация работников умственного труда будет объединять в союзы профессиональные организации. А как быть отдельным интеллигентам, которых в провинции много, но которые не принадлежат ни к каким союзам? Далеко и не всегда такие союзы и возможны в провинции. Между тем эти интеллигенты также нуждаются в защите их интересов, и даже еще более, чем столичные и городские пролетарии, объединенные в союзы. Было бы очень желательно этот вопрос обстоятельно обсудить в вашем журнале, в котором здесь заинтересованы очень многие. Учитель из Калуги».
«Оказывается, «пролетарии умственного труда» – это не выдумка Ильфа и Петрова, а реалии революционных лет», – заключили библиофилы и продолжили свой «революционный субботник».
Искусствовед, автор монографии «Искусство книги в контексте культуры 1920-х годов» Дмитрий Фомин обратил внимание коллег на детские издания первых лет советской власти. Среди них такие библиофильские жемчужины, как сказка «Еж-большевик» Полиена Яковлева с иллюстрациями Акима Аванесова (1925), агитстихи «Пауки и мухи» Сергея Васильева с рисунками Дмитрия Буланова (1925), «Бунт кукол» со стихами и рисунками Сергея Городецкого (1925), «Война игрушек» Николая Агнивцева с иллюстрациями Семена Мальта, «Детский интернационал» Юрия Гралицы (псевдоним Вячеслава Ковалевского) с картинками Георгия Ечеистова (1926) и др.
Под занавес председатель НСБ Михаил Сеславинский рассказал о своей коллекции дезидератов революционного времени. Он обратил внимание коллег на автографы, адресованные одному из героев недавно прошедших телевизионных сериалов Александру Керенскому. Так, в его собрании есть экземпляр сборника Марины Цветаевой «Психея» (1923) с ее затертой дарственной надписью «Романтику Революции» и инскрипт Георгия Адамовича на биографической книге «Василий Алексеевич Маклаков: Политик, юрист, человек» (1959).
«Листая страницы воспоминаний Адамовича, – отметил Сеславинский, – я нашел такие строки: «Эти люди, когда-то в России гремевшие на всю страну, решавшие судьбу народа, ведшие огромную по размаху и общественному резонансу игру, а теперь, оставшись «не у дел» или даже если и у дел, то ограниченных, искусственно созданных, без действенного влияния, без отклика, – Милюков, Маклаков, Керенский, кн. Львов, другие, – все они напоминали бодлеровского альбатроса, который, привыкнув к полетам под облаками, на палубе корабля беспомощно волочил крылья».
Не менее содержателен автограф Александра Блока, сделанный на знаменитом издании поэмы «Двенадцать» с рисунками Юрия Анненкова (1918) и адресованный его возлюбленной, оперной певице Любови Дельмас: «Любови Александровне Дельмас от ея неизменного поклонника. Если б Вы и не сочувствовали этой книге, я все-таки хотел бы подарить Вам и ее, потому что Вы – артистка милостью Божией – и, служа Новому Миру Вашим искусством, сжигаете старый мир Вашим огнем. Александр Блок. Январь 1919 года. Петербург».