Алексей Шорохов заставил Сергея Сибирцева задуматься о русском романтизме. Фото Александра Кувакина
На литературном вечере «Новые русские романтики в гостях у писателей-метафизиков» в Малом зале Центрального дома литераторов был представлен своеобразный новогодний подарок читателю – сборник стихотворений четырех московских поэтов «В поисках смыслов». Связка лирических подборок Александра Кувакина, Григория Певцова, Александра Суворова и Алексея Шорохова объединена под заголовком «Антология нового романтизма», хотя первоначально авторы задумывали назвать себя «новыми символистами» и уже в 2011 году озвучили манифест группы.
Координатор и один из авторов сборника Алексей Шорохов заявил: цель издания – зафиксировать движение в современной русской литературе, которое обозначило себя как «новый русский символизм». «Единомышленники помогли нам издать сборник, но убедили отдать предпочтение более широкому, на их взгляд, эстетическому движению, чем символизм, – романтизму, – пояснил Шорохов. – Корректировка концепции позволила включить в сборник стихи Александра Суворова, не участвующего в манифесте. Он совершенно романтичен и возвышен даже своей трагической жизнью и уходом. Именно романтизм, а не желание завоевывать земли, звал русского человека на восход Солнца, и он шел, пока не уперся в Тихий океан, или на север, пока не уперся в Белое море, или пока не достиг Каспия, двигаясь на юг. Даль звала, уходили, снимались с места целыми деревнями… Это какое-то неизбывное качество русской души…» Шорохов выразил надежду, что антология будет распространяться по библиотекам и дойдет до людей.
Вдохновленный атмосферой вечера, к микрофону вышел прозаик Владимир Личутин: «Тема романтизма бытует в русском народе, не исчезает в его сознании и эпосе. Романтизм – основа русской жизни. Шорохов правильно сказал: если бы не было романтического сознания, мы бы эти пространства не поклонили под себя. Так бы сидели за печкой, тараканов пересчитывали, подобно тем народам, которые гордятся своей сытостью, спокойствием, теплом. У них нет этого волнения души. Реализм толкает к конкретности жизни, к куску хлеба, обустройству жилища. А романтизм отпихивает все это. Одним днем живем. «Авось» и «небось» – это же оттенки романтизма. Я всегда говорю: если бы узнать, что такое русская душа, то русский народ бы и кончился сразу. Наша сила в том, что нашу душу не могут никак расшифровать».
Об истоках славянского романтизма, его музыкальности говорил на вечере Григорий Певцов. Ведущий вечера Сергей Сибирцев напомнил, что в прошлом году Певцов сделал свой перевод «Слова о полку Игореве» и убедился, как он сам написал в сборнике; «вся русская поэзия вышла» из этого «шедевра дофетовского, доверленовского и даже довийоновского символизма».
«Символизм отражает мысль о том, что Небо здесь уже сейчас, и это чувствуется», – высказался, в свою очередь, Александр Кувакин и прочитал свои произведения.
В заключение просится пожелание: чтобы взятые «новыми романтиками» высокие ноты продлились, а проект постепенно вобрал бы в себя множество достойных российских поэтов, чьи творения созвучны манифестантам, поскольку сам термин «антология» подразумевает обширный список авторов.
комментарии(0)