Председетель Коллегии ценителей Максим Замшев и Гран-при «Мцыри» Анастасия Жирнякова со статуэткой-призом. Фото Александры Чистяковой
Финал Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри» проходил в клубе «Колесо времени» в два этапа. Сначала был собственно финал. В нем приняло участие около шести десятков молодых поэтов (до 27 лет включительно – возраст Лермонтова) из 17 городов России. Их оценивали в основном руководители мастер-классов, которые проходили накануне, а также члены жюри отборочных туров – те, кто с творчеством финалистов уже в той или иной мере был знаком. В результате тайного голосования было выбрано 20 человек, вошедших в суперфинал, который был на следующий день.
Кто вошел в суперфинал, оставалось тайной и на следующий день. Ведущая мероприятия Алина Стародубцева, поэтесса, пишущая под псевдонимом Ли Гевара, крутила барабан и вынимала шарики с номерами… На этот раз достоинства молодых поэтов оценивала Коллегия ценителей, состоящая их людей, ранее с ними не знакомых, и по большей части – не поэтов, а представителей сопредельных творческих цехов. Прозаики Юрий Быков и Виктория Балашова, актер театра и кино Александр Цуркан, фотохудожник Иван Филимонов, председатель общественного совета «Потенциал нации» Елена Носовец и др. Лишь председателем был Максим Замшев – поэт и главный редактор «Литературной газеты».
В этом году так вышло, что четко выраженных лидеров не было, а общий уровень был довольно высок. Поэтому результатов суперфинала все, кто интересуется фестивалем «Мцыри», ждали с нетерпением. В итоге третье место заняла москвичка Александра Шалашова, которая не так давно была признана лучшей на семинаре прозы, проходившем в рамках встречи «Мы выросли в России» в Оренбурге (см. «НГ-EL» от 27.09.18). Ее стихи, как и проза, полны точных и тонких наблюдений: «Моя бабушка больше не варит щей и на дедушку не орет –/ и бежит по квартире вода вещей – закисает, гниет белье./ Все быльем поросло, но из всех былин вспоминает она одну./ Я в нечищеной ванне седых волос в проржавевшей воде тону». Второе место заняла поэтесса из Санкт-Петербурга Виктория Манасевич, выступающая под псевдонимом Сопрано. Она прочитала пронзительную лирическую зарисовку (или свободный стих?) о человеке, игравшем в оркестре на треугольнике. Однако и в традиционном стихосложении она не менее сильна: «Я смотрю в тeлeфон и пытаюсь узнать подробности/ и стараюсь пореже вступать в полемику./ Там диванный картограф без лишней скромности/ открывает в тысячный раз Америку». Гран-при за первое место, статуэтку, которую на основе изначального дизайна Григория Потоцкого сделал молодой скульптор Алексей Чебаненко, получила Анастасия Жирнякова из Ростова-на-Дону. Ее цикл «Фронтовые письма» удивил неожиданной для молодой девушки жизненной правдой «…Когда ты вспоминаешь обо мне –/ Прошу тебя, не думай о войне./ Я знаю: по ту сторону листа/ Иная правда. Там война не та».
Различными спецнаградами были отмечены Алексей Тихонов (Москва), Мария Коловрат (Новокузнецк), Илона Аристова (Киров), Нюта Чичба (Абхазия), Антон Суслов (Омск), Мария Фроловская (Зеленоград), Елена Трофимова (Краснодар) и др. Традиционные дипломы от «НГ-EL», подкрепленные будущей публикацией подборки в газете, получили поэтесса Зарина Бикмуллина из Казани, а также – с формулировкой «За поэтическую прозу» – Лидия Леонтьева, финалистка отборочного тура в Уфе (см. «НГ-EL» от 11.10.18). Их произведения мы опубликуем в ближайшее время.
комментарии(0)