Выступление Александра Филиппенко – это театр одного актера и двух писателей. Фото Сергея Каревского |
Оба Михаила Михайловича отражают, каждый по-своему, действительность нашей страны, которая с неподражаемым юмором точно представлена и воспета обоими авторами. Время разное, но юмор один. Маленький человек – герой Зощенко – умеет и в самых страшных обстоятельствах быть счастливым. Советский и российский человек – герой Жванецкого – умеет и в аду найти юмор.
Выступления Филиппенко – мощный поток энергии таланта и энергии художественного слова. Вот актер выходит на сцену, пританцовывая под музыку, и кланяется во все стороны зала, как будто каждому зрителю хочет сказать «Здравствуйте». На долю секунды воцаряется тишина, зал замирает, Филиппенко начинает: «Многое я перепробовал в своей жизни, а вот циркачом никогда не был. И только однажды публика меня приняла за циркача-трансформатора». Так, с рассказа Зощенко «Случай в провинции» начинается вечер. Зрители переносятся в революционные 20–21 года ХХ века и внимают курьезной истории, произошедшей с героями поэтом-имажинистом Николаем Ивановым, пианисткой Марусей Грековой, лирическим героем самим Зощенко и лирическим поэтом Дмитрием Цензором. Тут прорывается смех сквозь слезы, ведь «чистое искусство», которое хотели нести в массы герои, было воспринято с невероятным искажением. Четырех выступающих публика приняла за одного артиста-трансформатора, и они уехали несолоно хлебавши без «цветов, вареных яиц и славных почестей» от народа. Далее последовал рассказ Зощенко «Утонувший домик», когда героя обливают «дрянью» и он обращает внимание на досочку с указанием уровня воды, прибитую намного выше, на втором этаже. А все потому, что «в нашем районе, говорит, хулиганы сильно балуют. Завсегда срывали фактический уровень. Вот мы его повыше и присобачили». В рассказах Зощенко довольно часто реальность оборачивается абсурдом, именно поэтому слишком сильно она напоминает жизнь. А в исполнении Филиппенко проза Зощенко, как и Жванецкого, словно заново оживала, его жесты и речь заставляли зрителей то похихикивать, то заразительно смеяться на весь зал, то долго оглушительно хлопать.
«Бояться не надо!» Михаила Жванецкого врывается сомнением в правильности происходящего и сплошными вопросами: «Ну вот прошел еще один год. Опять доверились и опять опоздали./ – Как ваше мнение?/ – А черт его знает./ – Что может быть?/ – Все может быть./ – Что делать?/ – Давай так: страх испытывать можно, а бояться не надо». Это уже время совсем близкое к настоящему, и своими рассказами Жванецкий, как и Зощенко, заражает позитивным настроем и восприятием происходящего. Чтобы объяснить своему зрителю описываемое время, Филиппенко обращается и к стихотворению Семена Кирсанова: «Бессмертия нет и пусть на кой оно бессмертие/ Короткий жизни спуск с задачей соразмерьте/ Признаем поумнев ветшает и железо...» Кроме того, прозвучали строки Александра Галича, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Левитанского, Евгения Евтушенко и др.
Тексты, отобранные Александром Филиппенко, заставляют смеяться над глупостью, пошлостью и немного над собой и своим отношением к жизни. В конце творческого вечера Александр Филиппенко пригласил всех в Большой зал консерватории отметить юбилей Николая Гоголя (210 лет со дня рождения) на свою программу «Гоголь. Шнитке. Мертвые души». К слову сказать, за моноспектакль «Мертвые души. Последние главы», посвященный Гоголю, он уже был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Посмотрим, чем на сей раз удивит любимый актер.
комментарии(0)