Один из поэтов-нарциссов – Григорий Горнов. Фото Светланы Резвяковой |
«Наша встреча призвана это неудобство преодолеть и позволить полностью раскрыться живущему в каждом нарциссу: прочесть стихи коллег с посвящениями себе и рассказать историю этих посвящений. Таким образом, встреча сочетает в себе эстетический и психологический (раскрепощающий) компоненты. Сегодня мы можем позволить себе быть нарциссами!» – заключил свое вступительное слово «главный нарцисс» Милешкин (как он сам себя назвал).
Проведение вечера, посвященного посвящениям (упрямо просящийся в текст каламбур), вполне оправданно и с научной точки зрения. В русле усиливающихся процессов индивидуализации и интимизации поэтического творчества посвящение (или, выражаясь филологически, субтекст, микротекст, перитекст) воспринимается как словесный поступок, осознанный коммуникативный акт, жест автора текста в сторону субъекта посвящения. Посвящение, отражая отношения автора и адресата, задает установку на определенное восприятие текста читателем, слушателем, зрителем и дополняет новыми нюансами смысл самого текста.
На встрече можно было услышать разнообразные по содержанию и форме посвящения: посвящения регулярным стихом – поэту свободного стиха (Николаю Милешкину), взаимопосвящения (Григорий Горнов – Светлане Шильниковой, и наоборот), посвящения какому‑то увлечению автора, в данном случае – Испанией и фламенко (Юлии Архирий), посвящения с элементами дружеской пародии.
В процессе зачитывания посвящений, количество которых у разных поэтов варьировалось – по их данным – от нескольких текстов до десятков и сотен текстов, возникали комментарии субъектов посвящений, например: «Эта история иллюстрирует динамику наших непростых взаимоотношений»; «У этого посвящения нет истории, это просто переписка»; «Боже, почему этот текст посвящен именно мне?»…
Также на встрече рассказывались истории посвящений, приводились авторские, разумеется, субъективные оценки причин и обстоятельств процесса посвящения. Не обошлось без вечных сюжетов: дорога, испытание, препятствие, мольба, загадка, награда, отважная попытка, соперничество, угрызения совести, ревность, любовь… Любовь преобладала. Ведь посвящение – это дар. Дар внимания. Дар уважения. Дар любви.
В ходе вечера возникло множество вопросов. Может ли адресат считать, что стихотворение посвящено ему, если текст не опубликован и соответственно нет зафиксированного посвящения? Можно ли считать текст посвященным кому‑нибудь, если нет посвящения как такового, а есть только описание этого человека? Если понимать под посвящением «графически выделенный микротекст с указанием адресата», то эти вопросы отпадают.
Но возникают новые… Можно ли оглашать посвящение без разрешения автора? Можно ли стать известной личностью посредством не своих стихов, а только посвящений других поэтов? Можно ли перепосвящать свои стихи, как это делали, например, Маяковский или Набоков?
На эти и другие вопросы еще предстоит ответить новым участникам второй серии «Парада нарциссов».
комментарии(0)