ТЕКСТ ТЕКСТОВ ВО ВСЕОБЩЕМ ПЕЙЗАЖЕ
В книге профессора ГИТРа Александра Люсого «Литературный киноглаз» (о книге см. в «НГ-EL» от 22.08.19) большое внимание уделяется становлению крымского кинотекста как текста текстов. Ведь крымские пейзажи годятся для воспроизведения практически любой точки земного шара, от Палестины до Чукотки (афганские боевые действия в своей «Девятой роте» Федор Бондарчук показал на фоне очертаний горы Карадаг).
Поэтому не случайно, что первая презентация этой книги прошла вскоре в симферопольской «Книжной лавке писателя». Вел презентацию крымский писатель, постоянный автор «НГ-EL», автор киноромана «Дом-Музей» Евгений Никифоров. Он заметил, что общая концепция крымского текста русской культуры Люсого стала исследовательской матрицей и точкой отталкивания для многих дальнейших изысканий в Крыму и за его пределами. Особенно интересна схема вызова и ответа, согласно которой миф Тавриды предстает в качестве имперского вызова, а миф Киммерии – как локальный ответ изнутри самой местности. Тем интереснее проследить это через экран.
Другие выступавшие обратили внимание на то, что конструктивным основанием всего нарратива книги стала автобиографическая рефлексия автора – своеобразный очерк познавательного и методологического восхождения, где интерес и приобщение к феномену кино стал неким энергетическим истоком «культурологизации и филологизации изначально междисциплинарного поиска».
Была замечена и поставленная автором перспективная цель в развитии кинематографа – достижение не преодоленного искусством кино «кинематографизма слова» – многослойного подвижного изображения пространственных восчувствий поэтов и писателей, особенно в прозе Андрея Белого и в поэзии поэтического Колумба Крыма Семена Боброва.
комментарии(0)