Первая книга Анны Ахматовой с автографом меценату Кругликову. Фото Андрея Багрянского
Дебюты русских писателей всегда являлись объектом особого внимания и интереса литературоведов и собирателей. Этой теме было посвящено 95‑е заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ).
По уже сложившейся традиции открыл его Борис Хайкин. Он показал сборник стихотворений «Зеленые агаты» (1914) одесского поэта Анатолия Фиолетова, чьи стихи ценил Иван Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях», а также «Стихотворения» (1885) Семена Надсона, «Рельсы» (1923) Михаила Светлова с его дарственной надписью, адресованной поэту Якову Хелемскому: «По рельсам к хорошим стихам только тебе и себе, конечно» и сигнальный экземпляр первой книги Давида Самойлова «Ближние страны» (1958).
Вслед за ним выступил Сергей Смирнов, продемонстрировавший книги «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка‑воришка» (1925) – дебюты Агнии Барто, а также «Повесть о рыжем Мотэле» (1926) Иосифа Уткина и «Стихотворения» (1934) Леонида Зальцмана. Зальцман – настоящая фамилия поэта и драматурга Леонида Зорина. Интересно, что книга вышла тогда, когда ее автору было всего 10 лет, и включала в себя помимо собственных стихотворений еще и переводы из Фридриха Шиллера и Генриха Гейне, а рецензию на нее написал Максим Горький.
Председатель НСБ Михаил Сеславинский представил конволют из двух первых книг Пушкина «Руслан и Людмила» (1820) и «Кавказский пленник» (1822), происходящий из собрания лицейского друга Пушкина Павла Гревеница с его владельческой рукописной надписью‑экслибрисом и суперэкслибрисом «P.G.» на корешке. Именно ему в 1814 году поэт посвятил стихотворение «Mon portrait».
Две другие жемчужины в собрании Сеславинского – это первые выступления в печати Михаила Лермонтова: отдельный лист со стихотворением «Весна», опубликованном в № 9 за 1830 год в журнале «Атеней», и том 11 «Библиотеки для чтения» за 1835 год, в котором впервые была напечатана поэма «Хаджи‑Абрек». Не менее ценны и две первые книги Льва Толстого – «Детство и Отрочество» (1856) и «Военные рассказы» (1856).
В коллекции Сеславинского есть и первые книги поэтов Серебряного века. Это «Стихи о Прекрасной даме» (1905) Александра Блока с автографом автора писателю Алексею Ремизову: «Многоуважаемому Алексею Михайловичу Ремизову. Александр Блок. 1905. Март. С‑П‑Б.», «Вечерний альбом» (1910) Марины Цветаевой с ее пометками и дарственной надписью, адресованной Бэлле Фейнберг – приятельнице Елизаветы Эфрон, сестре будущего мужа Цветаевой Сергея Эфрона: «Милой Бэлле Фейнберг на память о коктебельском мирке. Марина Цветаева. Коктебель, 7‑го июля 1911 г.» и «Вечер» (1912) Анны Ахматовой с инскриптом автора брату художницы Елизаветы Кругликовой: «Милому Николаю Сергеевичу Кругликову с приветом ласковым. Анна Ахматова».
Нельзя не отметить два экземпляра «Камня» (1913) Осипа Мандельштама. Первый с автографом переводчице Марии Ливеровской: «Многоуважаемой Марии Исидоровне. Автор. 7 апр [еля] 1913» – и второй с дарственной надписью художнику Натану Альтману: «Дорогому Натану Исаевичу с глубоким уважением. Автор. 27 июня 1915. Петербург».
Не менее интересным показалась библиофилам и первая книга Иосифа Бродского «Стихотворения и поэмы», вышедшая по‑русски в Нью‑Йорке в 1965 году. Отличительной особенностью данного экземпляра является оригинальный автограф на титульном листе, адресованный писателю и журналисту Дмитрию Тарасенкову: «28‑е декабря 1986 года. Нью‑Йорк. Дмитрию Тарасенкову от сорокашестилетнего автора этой двадцать один год тому назад вышедшей книги со всеми ее опечатками, с наилучшими пожеланиями, с полным непониманием ее – книги этой – содержания. Иосиф Бродский».
комментарии(0)