Михаил Сеславинский демонстрирует сборник «Елка», составленный Александром Бенуа и Корнеем Чуковским, 1918, обложка Владимира Лебедева. Фото Андрея Багрянского
После январских каникул клуб «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) провел свое первое заседание в этом году. Оно было посвящено новогодней и рождественской темам в библиофильских собраниях.
Первым выступил Борис Хайкин, продемонстрировавший публике альманах «Елка: Книжка для маленьких детей», выпущенный издательством «Парус» в 1918 году. Составителями сборника были Александр Бенуа и Корней Чуковский, а на его страницах – блестящая россыпь имен писателей и художников. Среди них Максим Горький, Алексей Толстой, Валерий Брюсов, Илья Репин, Юрий Анненков, Виктор Замирайло, Мстислав Добужинский и Владимир Лебедев. Во время его выступления выяснилось, что еще два библиофила принесли этот редкий сборник. Так на заседании удивительным образом оказались сразу три экземпляра «Елки». Один из них принадлежит Михаилу Сеславинскому. Председатель НСБ подробно рассказал об истории появления этого сборника и его месте в истории советской детской книги, а также продемонстрировал один из вариантов иллюстрации Юрия Анненкова к опубликованной в нем сказке Горького «Самовар». Сеславинский показал еще несколько раритетов, относящихся к теме заседания. Среди них книга педагога и писательницы Анны Дараган «Елка. Кн. 2. Восемнадцать уроков постепенного чтения для начинающих» (1865), иллюстрированная раскрашенными вручную политипажами, «Святки» Михаила Михайлова, переплет которых выполнен в мастерской легендарного петербургского переплетчика Александра Шнеля, и «Двенадцать месяцев, или Взаимное круговращение жизни и природы: Венок, сплетенный из 12 рассказов, посвящаемый юным друзьям природы» (1842) и иллюстрированный гравюрами.
Собиратель детских книг XX века Сергей Смирнов рассказал о первом выпуске альманаха «Круглый год», выходившем в СССР с 1946 по 1982 год. Наряду со стихотворениями и рассказами Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Агнии Барто, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Виталия Бианки в нем впервые были опубликованы фрагменты сказки Корнея Чуковского «Бибигон» с иллюстрациями Генриха Валька. Интересно, что эта сказка публиковалась в то же самое время в журнале «Мурзилка», но уже с иллюстрациями Владимира Конашевича.
Председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков продемонстрировал две редкие детские книги. Одна из них – это «Ирушина сказка» (1925) Александра Силаева с иллюстрациями Александра Козьмина, а другая – «Сказ грамотным детям» (1919) искусствоведа, мужа Анны Ахматовой – Николая Пунина с иллюстрациями Петра Митурича, продолжающими традиции русской футуристической книги предреволюционных лет. Особое место в ней занимает рисунок «Елка», выполненный в черно-золотой гамме, причудливый, очень недетский по своему решению и высоко оцененный библиофилами.
А вот приехавший из Петербурга знаток гравюры Александр Михайлов удивил офортами современных мастеров графики – Татьяны Козьминой из Старой Ладоги и Михаила Гавричкова из города на Неве.
Также библиофилы отметили выход в свет завершающего труда Льва Турчинского, посвященного библиографии русской поэзии ХХ века и охватывающего описания поэтических сборников с 1992 по 2000 год. Такой титанический труд не смог выполнить ни один из государственных институтов. А на создание столь капитального перечня у библиофила и исследователя ушло почти полвека.
комментарии(0)