Анна Голубкова в клубе «Московский диван». Фото автора
ЭЛЕКТРОННЫЙ МОСТ НА «САХАЛИН»
В день 160-летия со дня рождения А.П. Чехова общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» представил в Доме Пашкова Российской государственной библиотеки необычное издание «А.П. Чехов. Остров Сахалин. Факсимильное воспроизведение и оптико-электронная реконструкция рукописи». О подобной научно-литературной реконструкции фонда «Евангелия», подаренного Достоевскому в Тобольске в начале его каторжного пути и сопровождавшего его всю жизнь, «НГ» ранее рассказывала.
Новый сибирский проект посвящен путешествию, в которое, как говорится, отправился Антоша Чехонте, а вернулся писатель Антон Чехов. Над «Островом Сахалин» автор трудился пять лет, внося исправления в газетные, а затем в книжные гранки. «Сколько было зачеркнуто, ушло в небытие слов, предложений, абзацев!» – на это восклицание литературоведов, звучавшее и в Пашковом доме, у создателей проекта есть вполне конкретный ответ: «10 процентов». Столько в итоге было вычеркнуто, сокращено… автором не только «Сахалина» но и знаменитого афоризма «Краткость – сестра таланта»!
Составитель Евгения Вишневская во вступительной статье перечисляет: «Авторские зачеркивания, пометы, угасший текст, следы бытования, последующие подчистки... могут в значительной мере обогатить представления о творчестве писателя».
Но получается, что все это возвращено против авторской воли. Кропотливая побуквенная работа, хитрая, детективная «оптико-электронная реконструкция текста» перехитрили Чехова, тщательно вымаравшего эти абзацы.
Игорь Шумейко
ЖИЗНЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ
В клубе «Московский диван» прошла встреча с поэтом, критиком Анной Голубковой. Предполагалось, что будет обсуждаться вопрос о популизме в поэзии. Вначале все шло по плану. Анна читала стихи из своей книги «Адище города»: «жизнь протекает/ сочится/ каплями/ сквозь стены/ кап-кап-кап/ на пол/ на старые книжки/ на пыльные пледы/ на черную шерстку/ доброго олимпийского мишки/ она холодная/ и на вкус отдает известкой/ я подставляю ладони/ пытаюсь собрать хоть немножко/ но она утекает/ даже сквозь/ мои сведенные пальцы/ жизнь протекает/ течет/ убегает/ к живущему ниже/ очередному страдальцу». Но затем все пошло не так. Одна слушательница спросила Анну: «Неужели в вашей жизни не было ничего светлого?» И тут же вспыхнул разговор о вечном: о мужчинах и женщинах, о том, кто больше страдает. На вопрос: «Что вы хотите от мужчин?» Анна Голубкова и поэт, критик Людмила Вязмитинова ответили, что хотели бы внимания и защиты. На что Феня Веникова заметила, что многие мужчины хотят того же.
Также зашла речь о том, что в настоящее время поэтов очень много. И много действительно хороших поэтов. Почему? Видимо, причина во всеобщей грамотности. Но кого унесет река времен, а кто останется? Кого будут читать потомки, а кого забудут? Анна заметила, что кроме самих поэтов это зависит от издателей и критиков. К сожалению, в человеке редко соединяются талант писать стихи и талант самопрезентации. По этому случаю вспомнили деятельность Ивана Ахметьева, Владимира Орлова и Германа Лукомникова, которые много лет спасают от забвения имена неизданных советских поэтов. Вспомнили Андрея Белашкина. В финале все-таки немножко поговорили о популизме. По мнению Анны, популярными становятся стихи, которые передают яркие сильные чувства, понятные массовому читателю.
Ирина Семенова
комментарии(0)