0
1616
Газета Факты, события Интернет-версия

01.04.2020 20:30:00

На берегу музыки грохочут волны безмолвия

Приношение «Некрасовских пятниц» Елене Кацюбе

Тэги: поэзия, авангард, евтушенко, вознесенский, константин кедров


12-11-05350.jpg
Константин Кедров признался, что вся его
поэзия до последней строчки
– это посвящение Елене Кацюбе. 
Фото Лады Аникиной
На прошлой неделе столичная литературная жизнь приугасла, но не сдалась панике. Это подтвердил накануне клуб «Некрасовские пятницы» вечером-приношением недавно ушедшей Елене Кацюбе. Неустрашимый ведущий Сергей Нещеретов поздравил каждого из собравшихся с разрешением для себя гамлетовского вопроса: «Идти или не идти». На это, конечно, повлияла магия того имени, которое как будто выросло из названия повести Хлебникова «Ка» и само звучит наравне с «Дыр бул щыл» футуристическим кличем: «Ка! Цю! Ба!» В названии вечера – «Из» – Нещеретов предложил различить и предлог, и слог, и аббревиатуру, и иноязычный глагол: для ценителей авангарда эта поэтесса – лучшая ИЗ, ее творческий и человеческий путь – ИЗбранничество, ее поэтическое зрение – это Изумленное Зрение, и хочется утверждать – «Елена Кацюба IS…».

Разумеется, подробнее всех, теплее, эмоциональнее, интимнее говорил ее вдовец Константин Кедров. С будущей женой и соратницей, студенткой журфака Казанского университета, уже начавшей печататься, познакомился он в 1964-м. Оба сознательно стояли вне официальной поэзии. Были годы, когда Елена даже «перестала писать», да и вообще «ничего не делала для того, чтобы быть на виду». Взявшись создавать гигантский палиндромический словарь, вызвала шок и ярость у ремесленников палиндрома. Вспоминал Кедров и об их с Еленой участии в первом для России Мартовском дне поэзии (см. «НГ-EL» от 18.03.20), о судьбоносных встречах с Вознесенским и Евтушенко, о «невероятной силе духа» Елены Александровны, сгоравшей в болезни, о ее отношениях с церковью. Константин Александрович признался: «Вся моя поэзия – о ней, от первой буквы до последней».

Герман Гецевич назвал Кацюбу Лобачевским в поэзии и прочел среди прочих ее стихов актуальнейшую сейчас «Маску»: «Маска – это мазок без краски,/ это кисть, стирающая лица./ Кто в маске, тот без лица./ Кружевные движенья мимических мышц/ соберут лицо –/ маска станет лицом./ Слой за слоем/ она обретает слово./ Сладкая маска –/ из леденцовой массы,/ холодная – из кубиков льда…» А Наталья Лунева предпочла волшебного «Льва»: «На берег музыки/ выходит разгневанный лев/ гриву огненную склоняет/ ложится на камни/ воду призрачную лакает/ и присмирев/ говорит с луной языками пламени/ На берегу музыки/ грохочут волны безмолвия/ оглушают молчанием чайки/ Здесь убивают любовью/ воскрешают отчаянием...» Высокие и проникновенные слова отыскали для Елены Александровны Алексей Чуланский, Лада Аникина, Галина Мальцева, Людмила Вязмитинова, Татьяна Зоммер, Елена Рюмина, Света Литвак.

Вспоминали отзыв Вознесенского: если бы Хлебников жил в XXI веке, он писал бы, как Кацюба. Поэтому уместным дополнением к серии дружеских выступлений стала реплика художника Бориса Трофимова, который «с пылу с жару» представил оформленное им и питомцами его студии-мастерской роскошное двуязычное (с английским переводом Пола Шмидта) переиздание «Зангези», одной из центральных хлебниковских книг (см. «НГ-EL» от 26.03.20).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
4928
В день Семистрельной и Страстной

В день Семистрельной и Страстной

Борис Колымагин

Валентин Дронов пишет здесь и сейчас, но так, как говорили в 1980-х

0
2479
И на полях Московской области

И на полях Московской области

Александр Балтин

Открытый поэт закрытого мира Денис Новиков

0
2406
У нас

У нас

Кондрат Николаенко

0
2625

Другие новости