Борис Режабек рассказывает об Александре Башлачеве. Фото автора
До того как в Ростове-на-Дону ввели режим самоизоляции, в Публичной библиотеке «Центр культурных программ» состоялся вечер – презентация двухтомной антологии «Уйти. Остаться. Жить» (см. «НГ-EL» от 14.03.19 и 26.12.19), посвященной творчеству поэтов, рано ушедших из жизни (в 70–80-е годы XX века). Программу вел специально приехавший из Москвы Борис Режабек, поэт и философ, биофизик, эколог, директор Института ноосферных разработок и исследований.По сути, это был разговор о русской культуре, русском языке и высшей форме его бытия – русской поэзии. Вечер носил далеко не местный ростовский, региональный характер, он подразумевал глубокое погружение в общероссийскую проблематику. Подобно убывающему гумусу в почве, определяющему его плодородие, снижение уровня языковой культуры – такая же опасная вещь, способная превратить бывшие субтропики и центр мирового земледелия (10–15 тыс. лет до н.э.) в «пустыню Сахару», а процветающую нацию во второсортную «провинцию», «окраину».
Работа московских энтузиастов-поэтов, литературных критиков и выпуск антологии «рано ушедших поэтов» – это попытка противостоять деградации, сделать оставленное молодыми талантами духовное литературное сокровище достоянием не узкого круга одиночек, поэтов-маргиналов, а тысяч и тысяч читателей, неравнодушных и способных к пониманию и восприятию поэтического творчества.
Но антология – это не только знакомство с творчеством талантливых поэтов. В книге – глубокие мысли о фундаментальной проблеме человеческого бытия, с которой связаны религия и философия, – об отношении к смерти. Этой теме посвящена блестящая статья поэта и литературного критика Марины Кудимовой: «Смерть – одна из ключевых и базовых тем мировой поэзии с древнейших времен. Это связано не только с неизбежным осознанием конечности земного пути (бытием-в сторону-смерти, по Хайдеггеру), но и со спецификой создания поэтического текста…»
Стиль вечера-презентации – сочетание основной темы встречи с импровизациями ведущего и выступлениями бардов, поэтов, музыкантов, которые давали перевести дух публике от предельно калорийной интеллектуальной пищи. Борис Режабек – человек большой эрудиции, способный читать часами по памяти любимых Пушкина, Пастернака, Блока, Самойлова, Бориса Габриловича и умеющий вести диалоги с публикой на темы от фундаментальной науки до поэзии, от истории музея-заповедника Танаис до богословских проблем.
Мнение Режабека, пытающегося оправдать чудовищность добровольного ухода или демонстративного богоборчества молодых поэтов основывается на следующем. Основа христианства, его сердцевина состоит не в обрядовой стороне дела: человек может ставить свечки, молиться, но при этом быть абсолютно холодным, не пропуская молитвы через свое сердце, «замороженным в духовном росте». А человек, который духовно растет ввысь, к Богу, не принимая как данность многие мерзости материального мира, в реальности поступает именно как христианин, жаждущий Истины и достойный надежды на милость Божью, свое оправданье и спасенье.
За три часа, конечно, невозможно было рассказать обо всех авторах антологии. Поэтому докладчик выбрал Леонида Губанова (1946–1983), Александра Башлачева (1960–1988), Николая Данелию (1959–1985), Николая Рубцова (1936–1971), Геннадия Шпаликова (1937–1974), а также культовую фигуру ростовского андеграунда Бориса Габриловича (1950–1970).
Ростов-на-Дону
комментарии(0)