Прозаик Юрий Быков (справа) и поэт Александр Чистяков обменялись мнениями о месте фантастики в толстых журналах. Фото Виктории Балашовой
В редакции журнала «Москва», на Старом Арбате, дом 20, прямо над книжным магазином, в кабинете главного редактора встретились издатели, критики и читатели без масок, но с полным соблюдением социальной дистанции. Состоялась презентация книги Юрия Быкова «На светлой стороне». В зале публики почти не было. Беседа с автором транслировалась в социальные сети и книги теперь тоже продаются не с прилавка, а через интернет с доставкой на дом. Роспотребнадзор предупреждает об опасности второй волны пандемии и не рекомендует собираться больше трех, но книги, газеты, журналы все-таки издаются и попадают к читателям. А герои новых романов попадают в разные времена и ситуации.Есть такой класс литературных героев – попаданцы. Даже программа Word этого слова не знает, ругается, подчеркивает красной волнистой линией. Обозначает это слово, как правило, путешественников во времени, которые это время норовят изменить в лучшую сторону. Как мне кажется, слово это имеет некоторую долю уничижительного содержания, в лучшем случае ироническую. «А, попаданцы, все ясно!» – реакция примерно такая. Они учат Сталина, как выиграть Вторую мировую войну малой кровью и на чужой земле, они помогают Ивану Грозному собирать русские земли, спасают Пушкина от Дантесовой пули и т.д… То есть сразу становится понятно, что речь идет о заведомо нелогичном, дурном произведении в жанре, в котором уже сказать-то особо и нечего. Но мы попробуем абстрагироваться от этого липкого, неприятного штампа современной критики и посмотреть на прочитанное произведение так, словно никаких «попаданцев» злобные критики еще и не выдумали.
Ортодоксальные толстые журналы не жалуют фантастику вообще, даже научную. Вроде бы это легкий жанр. Об этом и дискутировали в редакции журнала «Москва».
«Любая художественная литература, кроме мемуаров, – это уже фантастика! – заявил ведущий презентации председатель Русского литературного общества, поэт Александр Чистяков. – Печорин, Андрей Болконский, Робинзон и Д’Артаньян – такие же фантастические персонажи, как булгаковский Иешуа или Бильбо Беггинс. Главное, чтобы читатель поверил в реальность героя, примерил на себя его «шинель» и немного пожил вместе с ним в том мире, который становится реальным, пока мы читаем эти триста или пятьсот страниц».
Остается только добавить, что все прозаики безбожно врут, и только фантасты в этом честно признаются.
Писательница и издатель Виктория Балашова, уже опубликовавшая ранее отдельные главы из романа Юрия Быкова «На светлой стороне» в серии сборников «Моремания», отметила, что роман действительно можно «разорвать» на классические новеллы с легким налетом мистики: «Юрий Быков владеет удивительным даром яркого, «вкусного» русского языка. Наверное, потому и построен сюжет романа на эффекте «попадания» в нашу современную российскую глубинку героев из прошлого – даже не из исторического, а из литературного тургеневского XIX века. Этот роман я бы рекомендовала женщинам, которые могут прочувствовать виртуозную поэзию Тютчева, высокую прозу Бунина или Тургенева».
Сам автор признался, что никогда не писал стихов, но именно тургеневские «Стихотворения в прозе» стали для него эталоном литературного мастерства. А фантастические сюжеты, мистические коллизии – это просто способ увидеть нашу действительность немного со стороны, глазами предков. Или, наоборот, поставить читателя перед выбором: а что бы ты сделал, если бы мог…
Заочный участник онлайн-презентации заместитель главного редактора журнала, прозаик «Москва» Михаил Попов отметил, что многоточие в финале – не просто повод для раздумий, это еще и открытие новых форм общения с читательской аудиторией, новых способов продвижения качественной литературы.
комментарии(0)