Знакомый и незнакомый Макс Фриш. Фото предоставлено ГМИРЛИ имени В.И. Даля |
В отделе Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом-музей А.И. Герцена» (Сивцев Вражек, 27) открылся международный выставочный проект «Макс Фриш. Теrra Incognita», приуроченный к 110-летию со дня рождения швейцарского прозаика и драматурга, автора романов «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964).Не все помнят, что Фриш начинал свою профессиональную работу в качестве архитектора, именно этой теме посвящена значительная часть выставки. Архитектура была для Фриша своеобразным общественным служением. Он упорно искал пригодные для жизни, функционально ясные пространства, а если поиски ни к чему не приводили – создавал их сам. Среди подобных авторских проектов – бассейн в Летциграбене, эскиз Цюрихского театра или «город будущего».Трагедии XX века заставляли швейцарского нонконформиста искать альтернативы современному миропорядку, существующему «на исходе эпохи Просвещения». В поисках «чувства жизни» Фриш много путешествует (послевоенная Германия, Польша, Италия, Иерусалим, Балканы, Япония, Куба, Мексика), в 1960-е трижды посещает Советский Союз, наконец, в 1972-м уезжает из Швейцарии в Берлин, а в начале 1980-х перебирается в Нью-Йорк.«В наше время нет больше terra incognita, кроме России», – говорится в романе «Штиллер». Тоска по неизведанному, по утопии была подчас сильнее реальности. По словам Фриша, «утопия необходима, она – магнит, который не отрывает нас от действительности, но задает направление нашей жизни на протяжении двадцати пяти тысяч рутинных дней». Именно в русской литературе, обобщенном «образе России» писатель надеялся обрести утопию. Реальность страны социализма не оправдала его надежд, однако Фриша по-прежнему привлекала монументальная мощь советской архитектуры.Писатель критиковал современное западное общество: то неистово боролся с реальностью, то уходил от нее, погружаясь в собственную творческую работу. Многие его архитектурные эскизы так и остались невоплощенными; утопии и мечты об иной, лучшей жизни в демократическом обществе – нереализованными.Герои романов и пьес Макса Фриша пытаются решить так называемую проблему идентичности, отказаться от роли, навязанной им обществом, обрести себя. Фриш не давал готовых ответов, но задавал вопросы, втягивал читателя в процесс размышления и сотворчества. Эти вопросы из «Дневника 1966–1971» сопровождают всю экспозицию. На выставке, которая продлится до 25 ноября, представлены материалы из швейцарских архивов, фотографии и книги из фондов ГМИРЛИ имени В.И. Даля.
«НГ-EL»
Ростислав Ярцев готов читать не только свои стихи, но и своих друзей. Фото Анастасии Васяткиной |
В Центральном доме литераторов состоялся поэтический вечер трех молодых поэтов: Бориса Кутенкова, Ростислава Ярцева и Ростислава Русакова. Сначала авторы читали собственные тексты – как известные, так и новые, а далее публику ждал небольшой сюрприз. В этот момент к Борису и обоим Ростиславам присоединилась Ника Третьяк, разнообразив тем самым звучание мужского тембра. Все четверо читали по очереди тексты друг друга. Публике же было предложено прислушаться и немного поугадывать, какой текст какому автору принадлежит. Результат получился очень интересный – каждый читающий словно присваивал своим голосом стихотворение, оттого возникало некое ощущение родственности поэтов. Хотя, конечно, каждый из них обладает своим ярко выраженным голосом, неповторимым подходом к поэтической речи. В заключение мероприятия свои стихотворения прочла и Ника Третьяк как представитель более юного поколения.Теплая атмосфера и радостное настроение, как будто от долгожданного праздника, еще продолжительное время пребывали среди участников и зрителей. Хочется выразить благодарность поэтессе Елене Севрюгиной, предложившей и воплотившей идею этого вечера.
Ольга Иванова
комментарии(0)