Александр Курбатов искрометно рассказал об Андрее Туркине. Фото Николая Милешкина |
Невольно получилось, что главным героем вечера стал певец эпохи перемен Денис Новиков (1967–2004), переизданный не так давно проектом «Русский Гулливер». Не вписавшись в ландшафт нулевых и пережив внутренний кризис, в конце жизни поэт эмигрировал в Израиль, но его творчество осталось в российском ХХ веке. Рассказавший о нем Борис Кутенков назвал продолжателями традиции Новикова в более поздней поэзии Вячеслава Савина, Феликса Чечика и Вячеслава Памурзина. Сложный и глубокий автор, чья проза, по мнению Виктора Куллэ, могла иметь пересечение с цветаевской, Новиков до сих пор не прочитан в части своих философских сочинений, осмысляющих пути истории и отечественной поэзии: «Любой из полевых цветов – / не только василек – / любой предать тебя готов / за жизнь и кошелек. / Травинка, желудь и листок, / и ягода, и гриб / открыли б Западу Восток, / когда б они могли».
Молодая поэтесса Дариа Солдо осветила биографию куда менее известного автора, Романа Файзуллина (1986–2016), высказавшего мысль, что одна из причин его поэтических опытов – несложившаяся личная судьба, то есть отсутствие собеседника, вынуждающее обращаться к бумаге и карандашу, случайному читателю, пространству. Автор не оставил систематизированного наследия; в 2019 году его творчество было посмертно издано в издательстве «Стеклограф». Печальная судьба этого лирика, публиковавшегося кроме прочего в «толстых» журналах, но в своем поколении друга не нашедшего, – словно бы показательная история поэта в трудный период державы, когда рушатся устои и наиболее хрупкое падает первым. Мы часто думаем о связи личного пути и времени, в которое человек родился, рассуждаем «кто бравый, тот не утопнет»: связь как бы есть – и ее нет. Почему одни – дети своего времени, а другие – пасынки? Время было одно для всех, но почему одного волна подняла, а другого смыла? Как раз эти вопросы затрагивают запутанные и подчас короткие жизненные пути поэтов 90-х годов.
Организатор вечера Николай Милешкин рассказал об Александре Бардодыме (1966–1992), погибшем в Абхазии во время грузино-абхазской войны; Кутенков снова вышел к публике и рассказал о Евгении Хорвате (1961–1993); Елена Кукина сказала несколько слов о Василии Кондратьеве (1967–1999), авторе, которого называют завершителем ленинградского андеграунда. А искусствовед Наталья Филипович примечательно выступила с воспоминанием о своей подруге юности, тульской Ольге Подъемщиковой (1961–2000).
Завершил же вечер Александр Курбатов, искрометно и конгениально своему герою рассказавший о поэте Андрее Туркине (1962–1997) и прочитавший его стихи.
комментарии(0)