0
264
Газета Факты, события Интернет-версия

30.07.2025 20:30:00

Канарейка в шахте

Прозаик Яна Вагнер на полпути к читателю

Тэги: проза


проза Яна Вагнер – автор нащупывающий. Фото автора

В Музее Льва Толстого прошла творческая встреча с автором романов «Вонгозеро», «Живые люди», «Кто не спрятался» и «Тоннель» Яной Вагнер. Для писательницы не существует границы между так называемой большой, премиальной литературой и жанровой. Вагнер с иронией говорит об «очень строгой, очень седой и очень бородатой литературе», где нынче в основном «мужчины за 60: одни мэтры сидят в жюри, другие получают премии». Себя она тоже не жалеет: «Число гениальных и талантливых писателей таково, что очень быстро про себя понимаешь, что не гений; видишь свои горизонты – можно их раздвинуть и писать лучше, чем в начале, но великим все равно не станешь: за спиной стоит Лев Толстой».

Вагнер призналась – когда ее приглашают на встречи с читателями, она надеется, что до ее прихода у людей было время «перемыть кости автору и тексту». Один раз она пришла к началу и по лицам присутствующих поняла, что при авторе «воспитанным людям» сложно сказать, что «вот это ерунда, этот персонаж не годится, этот поворот сюжета дурацкий или вообще весь текст – безобразие».

По мнению Вагнер, читатель сам должен додумать те места, «которые автор оставил пропущенными»: писатель и читатель «встречаются где-то на полпути». 

Кроме того, «каждая история существует столько раз, сколько она прочитана». После этого Вагнер сделала «очень важное заявление»: мнение автора вообще не имеет значения. К этой мысли она пришла сама, еще даже не прочитав литературоведческое эссе Ролана Барта «Смерть автора» (согласно Барту, у любого текста столько же смыслов, сколько читателей, потому что каждый, прочитав произведение, наделяет его своим смыслом в соответствии с личным опытом).

Некоторые авторы, рассказала Вагнер, «идут от героя, от первого лица», становятся «рассказчиками», «как кожу или как тело, надевают героя на себя и дальше начинают ходить, думать и действовать, как он». 

По словам писательницы, «процесс вхождения в другого человека, когда ты начинаешь думать, как он», очень странный. Вагнер иронически заметила, что «есть более продуманные авторы, у которых весь план романа, все повороты сюжета, все нюансы, точки зрения и приемы заранее ясны», но она сама – «автор нащупывающий». 

Персонажей своих писательница не делит на любимых и нелюбимых. По ее мнению, когда автор много времени находится «внутри» любого человека, то принимает его: писатель вместе с героем шел к какому-то поступку и может объяснить его логику. Поэтому, делает вывод Вагнер, «тут не про любовь или симпатию, а про принятие».

Отвечая на один из вопросов, Вагнер постаралась развенчатьа миф о том, что писатели что-то предсказывают. По ее словам, велико искушение найти написанную историю и, когда произойдет хотя бы что-то отдаленно похожее, «прийти к писателю и предъявить ему счет»: мол, «накаркал». 

Писатель в представлении Вагнер – «это канарейка в шахте». Раньше в шахтах стояли клетки с птичками. Начавший выделяться вредоносный газ шахтеры чувствовали слишком поздно, когда спасаться было уже поздно, а вот канарейки начинали беспокоиться, чирикать, когда только появлялся слабый запах. 

Когда новое поколение начинает изучать литературу прежних времен, то видит, что многие классики писали примерно об одном и том же, с разных сторон подходя к теме. Вагнер делает вывод: это потому, что писатели – те же канарейки, которые что-то почувствовали, иногда не догадываясь, что именно. Писатели часто «сами не знают, что они прочирикали: они не философы и не мыслители, но у них оптика такая, что они чувствуют газ».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Честь быть подкаблучником

Честь быть подкаблучником

Записки на ходу в стихах и прозе

0
1384
Картонные звезды

Картонные звезды

Евгения Симакова

Муж, жена, кот-громоотвод и жестокий эксперимент

0
548
Острые когти взгляда

Острые когти взгляда

Олег Мраморнов

«Стереть случайные черты» Галине Щербовой помогает вера в дневное светило

0
566
Роман как жизнь

Роман как жизнь

Ольга Камарго

О путях и ролях, о мире реальном и мире выдуманном

0
568

Другие новости