0
1772
Газета Фантастика Интернет-версия

25.07.2002 00:00:00

Театральный роман

Тэги: Дьяченко, повести, рассказы


Марина и Сергей Дяченко. Эмма и сфинкс: Повести, рассказы. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, 480 с.

Из всех наших писателей-фантастов, хороших и разных, лишь два литературных тандема пишут о театре. Тема, казалось бы, куда уж более выигрышная. Но и в "золотые" шестидесятые, и в богатые экспериментами девяностые большинство литераторов игнорировали ее начисто. Актеры мелькают на заднем плане в качестве второстепенных персонажей в "Ты, и никто другой" Л. и Е.Лукиных, "Дверинде" Д.Трускиновской, нескольких других повестях и рассказах - но не более того. Только в середине девяностых Г.Л. Олди (то есть Дмитрий Громов и Олег Ладыженский), а затем супруги Дяченко начали активно разрабатывать этот пласт литературы: от абстрактного "вся жизнь - театр, а люди в нем актеры" до вполне конкретных и узнаваемых мизансцен.

На страницах этой книги театральная тема отчетливее всего звучит в повести с многозначным и многозначительным названием "Кон". Дяченко блестяще иллюстрируют тезис, согласно которому там, где начинается Искусство, заканчиваются все объективные оценки. Чистой воды рефлексия: театр в данном случае - метафора творчества вообще, в том числе литературного. Велико искушение отыскать универсальный критерий, всеобщее мерило, последнее и единственное, но этот путь ведет в лучшем случае в тупик, в худшем - к Прокрусту...

Героиня повести, давшей сборнику название, тоже играет в театре, но звезд с неба не хватает. Перспектив впереди никаких, жизнь катится по наезженной колее, в будущем маячит одинокая старость... Но все изменяет встреча с загадочным человеком, который помогает ей понять, что театр - это еще не все, счастье можно найти не только на сцене. "Эмма и сфинкс" - вещь почти реалистическая, единственное фантастическое допущение (необычное восприятие времени главным героем) погоды не делает. На мой взгляд, на месте Росса-Ростислава мог бы оказаться любой другой таинственный и трагический персонаж, которых так любят описывать Дяченко, - ничего бы не изменилось.

Есть театральные эпизоды и в цикле "Год Черной лошади", где собраны почти не связанные друг с другом истории, которые язык не поворачивается отнести ни к одному из классических направлений фантастики. Не НФ, не фэнтези, даже не магический реализм в привычном понимании. Одни новеллы настолько жуткие, что могли бы сделать честь Стивену Кингу (пугают они не благодаря обилию крови на обоях, а из-за глубины проникновения авторов в суть человеческих страхов), другие - удивительно добрые и человечные. Все это написано спокойно и сдержанно: ну вернулся покойник к любимой девушке, ну плюется огнем доктор-педиатр - и что такого? Зомби тоже может играть в баскетбол. Кстати, новелла "Баскетбол" из этого цикла принесла Марине и Сергею Дяченко премию Б.Н. Стругацкого "Бронзовая улитка-2002".

Разумеется, киевский дуэт на театре не зациклился. Есть в сборнике вещи и более привычные - фэнтезийные "Хозяин колодцев" и "Я женюсь на лучшей девушке королевства" или "Демография", написанная в традициях социальной фантастики. И все-таки профессиональное знание закулисной жизни (Марина Дяченко по образованию актриса, а Сергей - режиссер и сценарист) наложило свой отпечаток на их творческий почерк. Эти произведения Дяченко уж точно не затеряются на общем фоне. Не так много сегодня авторов, следующих заветам классиков: писать или о том, что сам хорошо знаешь, или о том, чего не знает никто.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1036
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1011
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1271
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1033

Другие новости