Дидье Эрибон. Мишель Фуко/ Пер. с фр. Е.Бабаевой. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 378 с. (ЖЗЛ) ISBN 978-5-235-03120-3
Французского философа Мишеля Фуко (1926–1984) коллеги считали «дьяволом во плоти». И он не отказывал себе в удовольствии поддерживать эту репутацию – тщательно культивировал образ денди, сардонический смех, подчеркнутое высокомерие, эксцентричность поведения. Скандальность этой личности не изжита и сегодня. В 1983 году Фуко предложил Дидье Эрибону, автору целого ряда биографических исследований о французских мыслителях XX века, а также работ по философии и теории гей-культуры, записать с ним серию бесед. В следующем году философ скончался от СПИДа, а многочасовые интервью помогли Эрибону в подготовке его биографии.
Валерий Матисов. Средь хрупких муз и мудрых дядек. Мемуары конформиста. – СПб.: Алетейя, 2008. – 256 с. ISBN 978-5-91419-133-4
Воспоминания дипломата, который долгие годы занимался вопросами культурного сотрудничества с Францией и Италией и встречался с «очень многими яркими, интереснейшими людьми»: Сергеем Лифарем, Анной Ахматовой, Владимиром Высоцким, Мстиславом Ростроповичем, Евгением Евтушенко┘ С некоторыми связывала не только служба, но и дружба – так, одна из глав называется «Как я дружил с живым Шагалом». Однажды автор книги приехал к художнику, чтобы отвезти его на фотовыставку к годовщине Октябрьской революции, и услышал: «Кто это? Матисов? Ой, бедный Матисов!»┘ Я говорю: «Здравствуйте, Марк Захарович. Почему же я бедный?» – «А потому что суббота, а вы работаете. А мы, евреи, по субботам никогда не работаем┘»
Рахим Эсенов. Возвращение: Туркменская сага. – М., 2008. – 400 с. ISBN 5-7809-0039-X
Рахим Эсенов в советское время был одним из самых известных писателей в Туркмении, а сейчас его можно назвать оппозиционером. В своей книге «Возвращение», частично основанной на реальных событиях, Эсенов рассказывает о судьбах туркменских политэмигрантов. В числе прототипов – многие известные в Туркмении люди. Автор верит, что рано или поздно его Родину ждет литературный расцвет, потому что все, что сейчас пишется в стол, когда-нибудь выйдет наружу.
Ярослав Веров, Игорь Минаков. Десант на Европу, или Возвращение Мафусаила: Роман. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 352 с. ISBN 978-5-91181-777-0
Вторая часть романного цикла «Трикстеры», уже получившего на фестивале фантастики в Харькове «Звездный мост» две высшие награды в разных номинациях┘ Причины тому есть весомые: дело даже не в том, что боевой сюжет здесь сочетается с глубокими культурными аллюзиями – впервые со времен Ивана Ефремова и ранних Стругацких в российской литературе совершена попытка создать живую утопию!
XXIV век, торжество «Биомеханической цивилизации», в Солнечной системе почти не осталось анклавов, где б жизнь людей не упрощали искусственные слуги, управляемые единым компьютерным центром. Однако и в таком роботизированном раю есть свои недовольные. Экстремистам, называющим себя «трикстерами», в этом романе удается значительно всколыхнуть идиллию мира, построенного в первой части – романе «Десант на Сатурн, или Триста лет одиночества».
Федор Хитрук. Профессия – аниматор. В 2 т., т. 1. – М.: Гаятри, 2008. – 304 с. ISBN 978-5-9689-0137-8
Знаменитый режиссер-аниматор, автор трилогии о Винни-Пухе, мини-шедевров «История одного преступления», «Фильм, фильм, фильм», «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Икар и мудрецы» – еще и замечательный рассказчик, а его двухтомник – смесь личных воспоминаний о собственном творческом пути, размышлений о своем необычном искусстве, анализа достижений коллег и уроков мастерства. Свой слой в этих книжках найдут и молодые профессионалы, и простые читатели, интересующиеся экранными искусствами, люди очарованные мультипликационными персонажами. Значительный объем страниц отдан «наглядным пособиям» – тут и кадры из популярных мультфильмов, и раскадровки к ним, и режиссерские сценарии. Первый том в большей степени посвящен творческому пути самого Федора Хитрука. Он состоит из трех частей: «Как я стал аниматором», «Профессия – аниматор» и «Уроки режиссуры».