|
Зульфия Алькаева. Комнатная земля: Стихотворения.
– М.: Водолей, 2018. – 96 с. ISBN 978-5-91763-434-0
Поэта, эссеиста, литературоведа Зульфию Алькаеву ее коллега по перу Вадим Рабинович относит к «поэтам, вьющим свои космосы-гнезда под стать демиургам – из четырех стихий, при этом рассказывая без утайки, как они это делают, обживая свой дом-космос, чтобы в нем было тепло и уютно прежде всего им самим, но и нам тоже…» Лирика Алькаевой сочетает в себе классику и эксперимент, афористичность и созерцательность. Шестая книга поэта состоит из разделов «В ничейном небе», «С прозрачными играть» и «Дерево знает»: «Дерево знает,/ как темно под кожей…/ Белые червячки корней/ вытолкнут зелень наружу,/ чтобы листья, и ветки, и ствол/ ощутили сполна/ невесомость света/ и тяжесть голой воды./ Только иней напомнит о белых корнях,/ о том, как в утробе телесной/ почивает слепое семя…»
|
Артем Серебряков. Чужой язык: Повесть и рассказы.
– М.: Флюид ФриФлай, 2018. – 288 с. (Книжная полка Вадима Левенталя). ISBN 978-5-906827-68-5
От этой прозы веет экзистенциальным, метафизическим жутковатым сквозняком, напоминающим то Мамлеева, то Кафку, а то даже и Дэвида Линча, хотя петербургского прозаика, выпускника факультета свободных искусств и наук СПбГУ Артема Серебрякова (р. 1990) не отнесешь к прямым продолжателям, а тем более подражателям вышеозначенных писателей: «Каждый момент той ночи М. до сих пор не удавалось забыть. Гремящая дверь. Заплаканные глаза. Холод. Сонное лицо перевозчика. Орущая женщина. Забившийся в угол ребенок. Разбитая от неловкого движения чашка. Кровь. Море крови. Могильные плиты чужих лиц. Бред и галлюцинации. Паника. Ее грубый и резкий тон. Взбешенный муж, схвативший ее за волосы и пытавшийся ударить. Соседи семьи, которые осмелились его оттащить. Одеяло вместо носилок». В дебютный сборник вошли повесть «Чужой язык», рассказы «Тетрадь ученика», «На дикой стороне», «Дедушка», «Урок антропологии», «Маджента» и др.
|
Музей как лицо эпохи II. Сборник статей и интервью, опубликованных в научно-популярном журнале «Знание – сила».
– М.: Редакция журнала «Знание – сила», 2018. – 400 с. ISBN 978-5-9500410-5-1
Сборник стал результатом продолжения проекта «Музей – как лицо эпохи», начатого журналом «Знание – сила» в 2016–2017 годах. В книгу включены статьи и интервью о пяти мемориальных музеях: подмосковной усадьбе Мураново, столичных музеях Серебряного века, Чехова, Горького и Шаляпина. Авторы сборника, в числе которых Зульфия Алькаева и Ольга Балла, Дмитрий Бак и Олег Лекманов, Андрей Немзер и Михаил Шапошников, «попытались не только поведать об истории зданий и истории создания музеев. Подчас драматической. Об экпозициях музеев, воспроизводящих обстановку, в которой жили люди, давно ставшие историческими личностями, но и через рассказ о жизни этих людей дать возможность почувствовать отзвук давно ушедшего времени, увидеть за каждой экспозицией соответствующую эпоху».
|
Константин Аверьянов. Загадка завещания Ивана Калиты. Присоединение Галича, Углича и Белоозера к Московскому княжеству в XIV веке.
– М.: Центрполиграф, 2018. 320 с. (Новейшие исследования по истории России). ISBN 978-5-227-08108-7
Доктор исторических наук Константин Аверьянов рассматривает один из самых таинственных вопросов отечественной истории XIV века – вопрос «купель» Ивана Калиты. Суть его в том, что, составляя в 1389 году духовную грамоту (завещание), великий князь Дмитрий Донской распределил в нем между сыновьями города Галич, Белоозеро и Углич, назвав их «куплями своего деда» – великого князя Ивана Калиты. Однако в сохранившихся духовных грамотах Ивана Даниловича «нет ни малейшего намека, что Калита владел упомянутыми его внуком городами. Что же имел в виду Дмитрий Донской <…>? Этот вопрос интересовал историков еще со времен Н.М. Карамзина». Продолжая исследования, Аверьянов изучает «Мнения историков» и «Вопрос о времени перехода Галича под власть Москвы», «Родословие галичских князей» и «Родословие белозерских князей», «Приобретение Белоозера московскими князьями» и «Углич» (названия глав и подглав книги) и многое другое.
|
Джузеппе Ди Джакомо. Малевич: живопись и философия от абстракционизма до минимализма.
– СПб.: Алетейя, 2018. – 246 с. ISBN 978-5-907115-21-7
Джузеппе Ди Джакомо – профессор и директор Лаборатории современного искусства Римского университета La Sapienza, автор исследований «Введение в мир Пауля Клее», «Повествование и свидетельство. Четыре итальянских писателя ХХ века», «Эстетика и литература. Великие романы на рубеже веков» – обратился к творчеству Казимира Малевича (1879–1935). «Малевич был первым, кто достиг предела, за которым исчерпываются выразительные средства живописи в их традиционном понимании». Он обратился к утопической функции искусства: показывать мир не таким, как он есть, а каким может быть. Автор книги исследует «Абстрактное искусство», прослеживает «Творчество Малевича от первых шагов к супрематизму», вглядывается в «Черный квадрат и освобожденное Ничто», изучает «Кубизм и абстракцию» и «Эстетику бездны», «Монохром в России» и «Общие черты концептуализма»… И приходит к выводу, что «искусство… которое требует, чтобы народ шел ему навстречу – это… тот самый «утопический коммунизм», в который Малевич поверил с самого начала».
комментарии(0)