|
– М.: ЛитГОСТ, 2019. – 388 с. ISBN 978-5-6041920-0-9
Продолжение издания антологии литературных чтений «Они ушли. Они остались», в числе составителей которой – сотрудник «НГ-EL» Елена Семенова. В данный том вошли подборки поэтов, безвременно ушедших из жизни в 1970-е годы (Леонида Аронзона, Бориса Габриловича, Геннадия Лукомникова, Николая Рубцова, Сергея Трофимова, Геннадия Шпаликова и др.), и статьи о них (среди авторов – Илья Кукулин, Валерий Отяковский, Василий Геронимус, Данила Давыдов, Станислав Куняев и др.). Как пишет в предисловии «Страсть к свободному страданию» Марина Кудимова, «сознательный интенсив поэзии представленного времени был таков, что переутомление подкрадывалось незаметно и набрасывалось на жертву стремительно, вызывая депрессию с предсказуемым финалом. В прямом боестолкновении уйти с линии огня удается не всем. Да и не все хотят покинуть поле боя – иначе бы не было подвигов».
|
– М.: Пробел-2000, 2018. – 436 с. ISBN 978-5-98604-668-6
Книга посвящена Наталье Ивановне Столяровой (1912–1984), к которой можно отнести блоковские строки «Рожденные в года глухие/ Пути не помнят своего. / Мы – дети страшных лет России –/ забыть не в силах ничего…». Наталья Ивановна родилась в семье русских эмигрантов-революционеров в Италии. Через два года после приезда в СССР, в 1930-е, ее арестовали, потом отправили в лагерь. В 1950-е по возвращении в Москву Столярова стала одной из знаковых фигур неподцензурной культуры: так, с ее помощью на Запад был переправлен «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Уже после смерти Натальи Ивановны ее клеветнически пытались публично представить агентом ЦРУ… Первая часть издания включает историю семьи Столяровых, рассказ о детстве и юности Натальи Ивановны до ее приезда в Советский Союз. Часть вторая – это письма и документальные свидетельства о жизни Столяровой в 1950–1980-е. И, наконец, часть третья – воспоминания о героине книги: в число мемуаристов вошли Евгений Евтушенко, Виктор Некрасов, Елена Пастернак, Наталья Солженицына.
|
– М.: РГГУ, 2018. – 208 с. ISBN 978-5-7281-1905-0
В издании поднимается проблема трансгуманизма в качестве постоянной составляющей культурно-философской антропологии русской и европейской культуры. «Трансгуманизм здесь понимается как преодоление когнитивной, пространственной и временной ограниченности человека и человеческой смертности. <…> Понятие трансгуманизма обычно связывается с научно-техническим прогрессом, но на самом деле трансгуманизм и стремление к нему – это изначально метафизическая концепция, которая сопровождает рефлексию человечества с зарождения его самосознания и является неотъемлемой частью человеческой теологии». Автор рассматривает «Обожение и самообожение в древнерусской литературе», «Самообожение в творчестве Ф.М. Достоевского», «Трансгуманизм в творчестве Велимира Хлебникова: поэт как культурный герой», «Поэтическую мифлологию Николая Гумилева» (названия эссе-глав) и другие аспекты.
|
– М.: Ноотропия, 2018. – 202 с. ISBN 978-5-89769-787-8
Писатель, кандидат искусствоведения, автор книг «Сто великих мистификаций», «Сто великих штурмов и осад» и др. Марианна Сорвина давно занимается изучением южнотирольского вопроса, являясь при этом членом партии «Свобода Южного Тироля». Южнотирольская проблема существует на протяжении столетия – с тех пор как по итогам Парижской конференции 1919 года этот австрийский регион, большинство жителей которого – немецкоязычные, был передан Италии. Именно тогда «...европейские дипломаты по собственным представлениям перекроили судьбы и границы целых народов <...> из обломков «лоскутной империи» образовалось много новых государств, народы получили право на самоопределение. Но при этом трагедия одного народа, самоопределение которого было попрано, всегда стыдливо замалчивается. Его как будто нет на карте», – резюмирует автор.
|
– М.: Центрполиграф, 2019. – 576 с. ISBN 978-5-227-08448-4
Питер Хизер (р. 1960), историк поздней античности и раннего Средневековья, повествует о попытках Теодориха, Юстиниана и Карла Великого возродить наследие Римской империи в Западной Европе в начале Средних веков. Восстановление императорской власти стало возможным только после обновления института папства: «…европейские варвары нашли способ основать новую Римскую империю, существующую уже более тысячи лет».
комментарии(0)