|
– М.: Летний сад, 2022. – 212 с. (Плавучий мост) ISBN 978-5-98856-470-9
К 75-летию поэта, переводчика, журналиста вышла его пятая книга (в числе предыдущих – «Ладонь», «Звукоряд», «В центре циклона»). «Ловитва» – название, конечно, не оригинальное, и тем не менее обозначающее общий прицел – разгадку ежедневного Промысла: «Что ты медлишь, Творец,/ Расскажи, наконец/ про твои золотые заботы блеск плотвы, плеск листвы,/ шум травы-муравы,/ гон твоей каждодневной ловитвы». Это, по сути, «избранное»: в книге находим стихи 60-х, 70-х, нулевых, расположенные не хронологически, но подчиненные лирическому сюжету. В предваряющем эссе «Начало» читаем, как пришла к Калашникову поэзия: с ритмом тронувшихся льдин на Оке. А Иосиф Фридман в послесловии определяет поэта как натурфилософа, ибо «собеседники» его – первозданные стихии: вода, воздух, земля, огонь. «…и ветер подул куда-то вкось, и тени качнулись врозь,/ …а после пламя прошло насквозь, пламя прошло насквозь,/ огонь лицо повернул ко мне, и стал я телом огня,/ и голос твой говорил в огне: теперь живи без меня».
|
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. – 544 с. (Неисторический роман). ISBN 978-5-17-146174-4
«Неисторический роман» – предуведомляет обложка книги. Но история есть – история пожилой художницы Ольги Янушевской, которую она рассказывает знакомому, студенту Андрею. Жизнь Ольги Станиславовны вместила и раннее сиротство, и арест мужа «за вредительство, соучастие в терроре, участие в контрреволюционной организации», и смерть новорожденного сына, и собственный арест и приговор «к десяти годам исправительно-трудовых лагерей с последующей ссылкой на пять лет и поражением в правах без конфискации имущества ввиду отсутствия такового у подсудимой», и ГУЛАГ, в котором кто-то из «врагов народа» решился на побег, а кто-то нет… Хотя, как говорит врач в пересыльной больнице: «...враги бывают у государства. У народа врагов не бывает, по определению быть не может. Мы с вами объявлены врагами народа, но мы ведь тоже народ, верно? Тысячи, сотни тысяч, скоро уже на миллионы счет пойдет. Что же это за народ такой, у которого столько врагов?»
|
– М.: Институт перевода: Центр книги Рудомино, 2022. – 464 c. ISBN 978-5-000-87-203-1
Словарь культуры, наверное, следовало бы назвать словарем массовой культуры. В компактных статьях анализируются (причем не сухим научным, а живым языком) сложные многосоставные процессы и явления, бытующие с конца XX века по настоящее время. Почти все носят интернациональный характер: зародившись в одной стране, они получили отклик во всем мире. В числе прочих статьи «Косплей», «Локдаун», «Мем», «Соц-арт», «Флешмоб». Огромный коллектив авторов также интернационален: США, Германия, Армения, Беларусь, Израиль, Австралия и др. Среди них – Ольга Балла, Сергей Бирюков, Владимир Богомяков, Данила Давыдов, Максим Кронгауз, Михаил Эпштейн.
|
– М.: Центрполиграф, 2022. – 320 с. ISBN 978-5-227-09790-3
Читателей приглашают на неторопливую прогулку по «главному проспекту Российской империи» – Невскому – с рассказом об истории домов и их обитателей, используя факты, байки, городские легенды… «Если посмотреть на карту Санкт-Петербурга, сразу видно, что Невский проспект как бы ломается в районе площади Восстания, бывшей Знаменской площади, и в районе 2-й Советской – это породило известную легенду о треснувшем зеркале. Согласно этой легенде, Невскую першпективную дорогу строили сразу же с двух сторон, от Адмиралтейства ее прокладывали пленные шведы, а со стороны монастыря – монахи. Любивший точность Петр нарисовал по линейке четкую линию и велел сделать ровный, как копье, проспект, но что-то сложилось не так, в результате строители немного промахнулись, так что линия оказалась сломанной. Сломанные вещи не могут работать так же, как целые, сломанный Невский проспект мистики считают треснувшим зеркалом...»
|
– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 272 с.: ил.) (Мифы от и до). ISBN 978-5-00195-355-5
«Центральное место среди нарративов принадлежит мифам. По мнению ученых, мифы оказывают глубокое влияние на мировоззрение общества, чувства и нравы людей, – отмечает автор книги, профессор культурной антропологии Кёндок Ли. – Главный посыл этой книги – взглянуть на корейские мифы по-новому. Мне хотелось бы показать читателям, что существуют мифы, лежащие в основе нашей ментальной парадигмы, и вместе поразмышлять над тем, какую культурную ценность они в себе несут…» В центре внимания – сюжеты, персонажи и символы корейских мифов, легенд и преданий. Подробности – в главах «Начало мира в корейской мифологии», «Богиня судьбы Камынчжан» и т.д.
комментарии(0)